СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ>>>    

 

ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ГМК УКРАИНЫ 06.04.2017 –13.04.2017

ЭКОНОМИКА

 

 

            “Метинвест” сомневается, что “Северсталь”, НЛМК или “Металлоинвест” рискнут поставлять ЖРС на НКТ, это повлечет санкции и потерю репутации

Киев. 13 апреля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Горно-металлургическая группа “Метинвест” внимательно отслеживает ситуацию со своими активами на временно неконтролируемой территории (НКТ) Украины с 2014 года, занимаясь диверсификацией поставок.

Как сообщил генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков в интервью изданию “НВ Бизнес”, о том, что у компании отбирают активы на НКТ, были разговоры с 2014 года: “с тех пор, как только появились эти образования, они с первого дня начали заявлять: отобрать у олигархов, национализировать и так далее”.

“Поэтому ничего особо нового не произошло. Только в этот раз на предприятия зашли вооруженные люди и начали распоряжаться имуществом, которое им не принадлежит. Это основная разница. Нужно понимать, что это было не в один день. Озвучивать это начали еще в декабре или в ноябре прошлого года. Потом была версия, что это произойдет, если железнодорожные пути не будут разблокированы до 1 апреля. Потом заговорили про 1 марта. Но 1 марта ничего не произошло. А 15 марта на активах компании СКМ начались действия по экспроприации. Сепаратисты зашли на шахту “Комсомолец Донбасса” и начали вывозить уголь. Пришли на наш Енакиевский металлургический завод. Тогда мы поняли, что контроль потерян. Сказать, что это было неожиданностью, нельзя”, – пояснил гендиректор.

По его словам, с тех пор, как началась блокада, группа просчитывала разные варианты развития событий.

“Еще тогда мы приняли для себя решение, что момент, когда кто-то начнет вывозить нашу продукцию с предприятий или, когда кто-то начнет завозить свое сырье и пытаться запустить их работу, давать указания на распоряжение нашим имуществом – это будет тот момент, когда мы будем считать контроль утерянным. 15 марта это произошло, и мы приняли решение о том, что больше не можем нести ответственность за происходящее на той территории”, – отметил Ю.Рыженков.

Топ-менеджер добавил, что активы на НКТ – значительная часть группы, на них пришлось около 5% показателя EBITDA “Метинвеста” в 2016 году. При этом на ЕМЗ были сфокусированы инвестиции группы на протяжении последних 10 лет – это были одни из наиболее модернизированных предприятий.

“За последние три года эти предприятия то запускались, то останавливались, то снова запускались. Общий убыток предприятий “Метинвеста”, расположенных на временно неконтролируемой территории, за три года составил больше $210 млн. В том режиме, в котором они работали последние три года, денег группе они не приносили”, – добавил руководитель компании.

По его словам, если на Донбассе будет продолжаться то же, что происходит сейчас или происходило последние три года, то можно сказать, что фактически группа там все потеряла еще в 2014 году.

“Если ситуация каким-то образом “разрулится” в ближайшие полгода-год, я уверен, что мы сможем вернуться и заявить о своих правах на то имущество, которое по праву принадлежит нам. И дальше будем развивать эти активы”, – отметил топ-менеджер, добавив, что в большей степени потери коснуться Украины как страны – налоговые поступления от предприятий “Метинвеста” на НКТ в 2016г составили более 1 млрд грн, а в 2017г должны были принести Украине $700 млн валютной выручки.

Отвечая на вопрос о работе с предприятиями на НКТ российских компаний, поставками туда сырья, Ю.Рыженков отметил, что Новолипецкому меткомбинату (НЛМК) самому не хватает собственного сырья. В теории два основных претендента на поставки – это “Северсталь” и “Металлоинвест”.

“Но давайте не будем забывать, что “Северсталь” – публичная компания, бумаги которой котируются на Лондонской бирже, у нее достаточно серьезные международные проекты. “Металлоинвест” – также крупная международная компания, привлекающая долговые инструменты на внешних рынках, работающая с кредитными организациями разных стран. Я очень слабо верю в то, что одна из этих корпораций рискнет всем, что у нее есть, рискнет своей репутацией в мире, рискнет попасть под санкции. А работа с контрабандой неминуемо к этому приведет”, – полагает топ-менеджер.

Относительно вопроса о существовании различных схем по поставкам сырья не напрямую с этих компаний, гендиректор отметил, что в любом случае будет известно, откуда это сырье приехало.

“Произойдет это через структуры Курченко или через какие-то осетинские фирмы – для мирового сообщества абсолютно не важно. Для него будет важно, что один из ведущих представителей бизнес элиты России поставил контрабандой свой товар на украденные предприятия, четко осознавая, куда он поедет. Ведь все заводы России и Украины известны, все потребители железной руды известны. Говорить о том, что гипотетическое российское добывающее предприятие поставило кому-то железорудное сырье в Южную Осетию или в Ростов, не зная, куда дальше оно пойдет, – это сказка, которая может пройти перед налоговыми органами РФ, но точно не пройдет перед мировым сообществом. И она точно не пройдет мимо нас и мимо украинского правительства. Мы будем использовать все доступные нам юридические инструменты для того, чтобы это предотвратить, либо для того, чтобы были введены санкции, было соответствующее наказание и было взыскание убытков. Впрочем, зная такие компании как “Металлоинвест”, “Северсталь” и НЛМК, я очень слабо верю в то, что они пойдут на такое. Это фактически перечеркнет всю их репутацию и всю ту работу, которую они проводили до этого в мире”, – подчеркнул гендиректор.

Как сообщало издание “Металл Эксперт” в среду, железная руда “Северстали” (РФ) начала поступать на ж/д станции, находящиеся поблизости от границы с Украиной (Донецкой областью). При этом РЖД решением от 10 апреля ввели 25%-ную скидку на перевозки ЖРС со станции Череповец-II (обслуживает Череповецкий меткомбинат “Северстали”) на станцию Успенская (Ростовская область) и со станции Костомукша-товарная (“Карельский окатыш”) на станцию Лиски (Воронежская область, рядом расположен порт на реке Дон).

По данным “Металл Эксперта”, первые поставки в их адрес начались в апреле: с Череповецкого меткомбината “Северстали” было отгружено порядка 11 тыс. тонн концентрата. В целом с ГОКов “Северстали” и “Металлоинвеста” в текущем месяце в этом направлении может быть поставлено до 60 тыс. тонн концентрата и до 100 тыс. тонн окатышей.

Представитель самопровозглашенной “ДНР” Сергей Сверчков в понедельник написал в Facebook, что Енакиевский метзавод начнет работать с 27 апреля. “Сырье на подходе! С понедельника работников, участвующих в подготовке к запуску завода, вызвали на работу”, – сообщил он.

В “Северстали” и “Металлоинвесте” продолжают опровергать факт переговоров о поставках железорудного сырья на металлургические предприятия “ДНР” и “ЛНР”. При этом в компаниях не стали комментировать, могут ли поставки ЖРС осуществляться через сторонние структуры.

“Метинвест”, в свою очередь, предостерег от незаконной эксплуатации своих активов, оставшихся на временно неподконтрольных Украине территориях, в том числе от поставок металлургического сырья этим предприятиям. “В случае выявления таких незаконных действий в отношении нарушителей (компаний и их менеджмента) на основании украинского, российского и международного законодательства будут инициированы уголовные дела, санкции биржевых площадок, где котируются их акции, ограничения со стороны международного финансового сообщества”,- приводятся в сообщении слова генерального директора группы Ю. Рыженкова.

В марте СМИ сообщали, что российское правительство рекомендовало “Северстали” и “Металлоинвесту” рассмотреть возможность поставок железной руды на предприятия Донецкой и Луганской областей. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, а также обе компании опровергали эту информацию.

Поставки сырья на металлургические заводы, расположенные в самопровозглашенных “ДНР” и “ЛНР”, прекратились в феврале из-за транспортной блокады со стороны Украины. “Метинвест” 15 марта заявил об утрате контроля над деятельностью своих предприятий на неподконтрольной территории.

На территории “ДНР” и “ЛНР” действовали несколько крупных заводов и десятки шахт, сохранявших украинскую юрисдикцию, в частности, на территории “ДНР” работают Енакиевский металлургический завод и Харцизский трубный завод, входящие в группу “Метинвест”, а также Ясиновский и Макеевский коксохимические заводы и Донецкий металлургический завод, входящие в группу “Донецксталь”. Также на территории “ДНР” действуют более 20 шахт, крупнейшая из которых – шахта имени Засядько в Донецке.

В свою очередь на территории “ЛНР” действуют ПАО “Краснодонуголь” (входит в “Метинвест”) и Алчевский меткомбинат (корпорация “Индустриальный союз Донбасса”), а также шахты ООО “Ровенькиантрацит” и ООО “Свердловскантрацит” (холдинг “ДТЭК”).

 

            “Метинвест” оценивал риски с поставками сырья со своих активов на НКТ с 2014г, диверсифицируя потоки – гендиректор

Киев. 13 апреля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Горно-металлургическая группа “Метинвест” анализировала ситуацию с поставками сырья из своих активов на временно неконтролируемой территории (НКТ) Украины с 2014 года, просчитывала риски и проводила диверсификацию поставок.

Как сообщил генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков в интервью изданию “НВ Бизнес”, находящийся на НКТ “Краснодонуголь” в 2016г обеспечил группу 8% всех коксующихся углей, однако его можно заменить.

“Мы рассматривали различные планы действий в случае реализации тех или иных рисков. Работали над этим еще с 2014 года, когда стало понятно, что вероятность подобных вещей существует, и она высока. Поэтому еще тогда мы начали диверсифицировать свои поставки по сырью, которое идет с оккупированных территорий. На самом деле там две ключевые сырьевые позиции: известняки и коксующийся уголь. По коксующемуся углю мы нарастили морской импорт – забираем практически всю продукцию нашей дочерней компании UCC в США. Раньше мы примерно половину продавали на внутреннем рынке США, а половину забирали себе, но с января этого года приняли решение забирать себе весь объем”, – сказал гендиректор.

По его словам, группа также наладила взаимоотношения с другими поставщиками коксующего угля – австралийскими, канадскими, индонезийскими, и сейчас этот уголь заходит через порт Южный.

“Третье направление – мы покупаем весь коксующийся уголь, который есть на контролируемой территории Украины. К сожалению, его не так много. В основном это шахтоуправление Покровское, бывшая шахта Красноармейская-Западная. Все, что мы можем у них выкупить, мы выкупаем. И четвертое направление – это поставки угля из России. Потому что логистически это для нас самый близкий источник угля после украинского. Много пишут о том, что это реэкспорт украинского угля с неконтролируемых территорий – это не так Уголь, который мы покупаем в России, имеет более высокое качество – на НКТ Украины такой просто не добывается. По качеству угля понятно, откуда он приехал. Невозможно уголь из Донбасса выдавать за уголь из Кузбасса. По контролю содержания серы и по истираемости можно понять, откуда он приехал. Поэтому мы точно знаем, что берем”, – подчеркнул интервьюируемый.

Топ-менеджер добавил, что сегодня у Украины нет возможности отказаться от покупки дефицитного сырья за рубежом. И нужно иметь альтернативу, если вдруг Россия решит остановить свои поставки: “Мы пойдем в Канаду, в Австралию и быстро заместим это сырье, но если у нас есть возможность покупать качественное сырье у российских поставщиков дешевле, мы должны это делать”.

В отношении поставок известняка, гендиректор отметил, что есть четыре направления, откуда можно получать это сырье, в частности, это Новотроицкое рудоуправление, есть западноукраинские производители.

“Есть и альтернатива – недавно мы делали закупку в ОАЭ. По основным параметрам сырье не уступает российскому, поэтому у нас есть уже диверсификация. Есть также возможность закупок в Польше и Словакии, но по качественным характеристикам их известняк очень похож на западноукраинский. Таким образом, с точки зрения диверсификации поставок сырья проблему с известняком мы решили”, – констатировал Ю.Рыженков.

Отвечая на вопрос об оценке потерь из-за утраты контроля активов на НКТ, топ-менеджер уточнил, что об этом корректно будет говорить по результатам работы за полугодие.

“То, что мы закупаем сейчас более высококачественный уголь (а уголь из Донбасса был сравнительно низкого качества), позволяет нам производить кокс гораздо более высокого качества. Да, теоретически мы видим разницу от $30 до $50 на тонну между стоимостью угля с Донбасса и “морского” угля. Но практически какую-то часть из этого мы сможем компенсировать за счет более высокой производительности, получая более высококачественный кокс. Кроме того, мы очень сильно сконцентрировались на производстве высококачественного ЖРС на наших горнодобывающих активах – с содержанием железа выше 65%. Теперь, смешав все это вместе, мы хотим оценить конечный эффект на доменных печах наших меткомбинатов. Не исключено, что очень серьезную долю потерь мы сможем компенсировать за счет повышения производительности на более высококачественном сырье”, – полагает руководитель группы.

Относительно европейских активов группы, Ю.Рыженков сообщил, что болгарский Promet Steel использовал заготовку ЕМЗ. Сейчас группа ищет, где можно купить для него квадратную заготовку. В частности, в марте квадратную заготовку приобретали на предприятии “Курахово-Сталь” (Украина), вывезли ее на Promet и произвели арматуру. Сейчас в переговорах с “ArcelorMittal Кривой Рог”, с белорусскими производителями квадратной заготовки.

“Я думаю, что мы сможем обеспечить этот завод квадратной заготовкой, покупая ее на рынке. Конечно, это будет менее эффективно, чем производство собственной квадратной заготовки из руды, но тем не менее найти этот продукт можно. У нас есть проект по реконструкции МНЛЗ №4 на комбинате “Азовсталь”. Есть план переделать ее из слябовой в блюмовую и помимо блюма производить там квадратную заготовку, которую можно использовать на Promet. Такой проект, мы его внимательно рассматриваем. Не исключено, что будем ускорять его реализацию”, – добавил гендиректор.

В отношении интересных для компании активов в Украине, Ю.Рыженков назвал Юнистил в Кривом Роге, с которым группа производит оцинковку по давальческой схеме. В Переяслав-Хмельницком – предприятие Модуль Украина, которое делает полимерное покрытие рулонов “Метинвеста” также по давальческой схеме.

“Нам интересно взаимодействие с такими предприятиями, и мы очень довольны такими проектами. Думаю, есть еще много интересных предприятий в Украине, и мы готовы рассматривать сотрудничество с ними ради улучшения продукта для клиента или улучшения клиентского сервиса”, – резюмировал топ-менеджер.

“Метинвест” – вертикально интегрированная горнодобывающая группа компаний, управляет активами в каждом звене производственной цепочки от добычи ЖРС и угля и производства кокса до выпуска полуфабрикатов и конечной продукции из стали, трубопроката и рулонов, а также производства другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Группа состоит из добывающих и металлургических предприятий, расположенных в Украине, Европе и США, располагает сетью продаж с охватом всех ключевых мировых рынков.

Основными акционерами “Метинвеста” являются группа “СКМ” (71,24%) и “Смарт-холдинг” (23,76%), совместно управляющие компанией.

ООО “Метинвест Холдинг” – управляющая компания группы “Метинвест”.