ЭКОНОМИКА
Black Iron подписала меморандум с Glencore о проведении переговоров по финансированию проекта выпуска ЖРС на Шимановском месторождении
Киев. 21 февраля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Канадская горнорудная компания Black Iron с активами в Украине объявила о подписании необязывающего соглашения (меморандума) с дочерней компанией Glencore plc о проведении переговоров о строительстве предприятия по выпуску концентрата на Шимановском месторождении железных руд.
Как сообщается в пресс-релизе Black Iron в среду, меморандум о взаимопонимании с дочерней компанией Glencore plc предполагает, что стороны соглашаются участвовать в официальных переговорах по финансированию строительства Шимановского проекта железной руды.
При этом отмечается, что Black Iron проводит переговоры с другими компаниями.
“Я рад приветствовать Glencore в качестве внешнего инвестора для строительства Шимановского проекта, а также их согласие работать с нами, чтобы обеспечить дополнительное финансирование. Участие Glencore значительно укрепляет наши возможности и опирается на их обширную международную сеть, опыт и знания рынка”, – приводится в пресс-релизе мнение гендиректора компании Мэта Симпсона (Matt Simpson, Black Iron’s CEO).
Black Iron в октябре 2010 года приобрела у Geo Alliance Group Limited инвестиционной группы EastOne украинского бизнесмена Виктора Пинчука кипрскую “дочку” Geo-Alliance Ore East Limited вместе с лицензиями за $13 млн, затем переименовав ее в BKI Cyprus. Основные активы – 99% в ООО “Шимановское Стил” и “Зеленовское Стил” (оба – Днепр).
В июле 2013 года после ряда проблем с реализацией проекта Black Iron сообщила о соглашении с крупнейшей украинской горно-металлургической группой “Метинвест” по развитию своих железорудных активов. Metinvest B.V. заплатила Black Iron Inc. $20 млн и приобрела 49% в BKI Cyprus. Однако позднее “Метинвест” вышел из проекта.
По состоянию на середину ноября 2017 года капитализация Black Iron, согласно ее презентации, составляла 20 млн канадских долларов, оборотный капитал на конец сентября был равен $5,2 млн.
В соответствии с презентацией, Шимановское месторождение имеет 355 млн тонн измеренных и 290 млн тонн выверенных запасов, а также 188 млн тонн предполагаемых. Содержание железа в измеренных запасах – 32%, магнетита – 19,5%.
Шимановское железорудное месторождение окружено пятью другими действующими добывающими предприятиями, включая железорудный комплекс ArcelorMittal. Существующая инфраструктура, включая доступ к электроэнергии, железнодорожным и портовым объектам, по мнению Black Iron, позволит быстро реализовать проект до стадии производства.
Зарплаты некоторых специалистов украинского ГМК превышают польские
Доходы работников отечественной металлургии выше зарплат в среднем по промышленности
21 февраля, инфографика ГМК-Центр. Размер зарплаты работников некоторых специальностей в украинском горно-металлургическом комплексе превышает уровень оплаты труда соответствующих специалистов в Польше. Об этом сообщает Федерация металлургов Украины на своей странице в Facebook.
В частности, средняя ежемесячная зарплата сталевара в Украине на конец 2018 года составляла 26 583 грн, в Польше – 18 455 в пересчете на гривну. У машиниста экскаватора – 22 743 грн и 18 303 грн, у оператора бульдозера – 20 196 грн и 15 374 грн соответственно.
«Сегодня на многих предприятиях ГМК средняя зарплата составляет примерно €700. А если брать отдельные профессии и высокую квалификацию, то там доходы могут быть на порядок выше», – уточняет Елена Колесникова, вице-президент ФМУ.
«ГМК-Центр» уже сообщал, что высокая конкуренция со стороны европейских работодателей заставила украинские предприятия интенсивнее увеличивать оплату труда работников.
А во втором полугодии 2018 года численность занятых в металлургическом производстве работников увеличилась на 0,5% – до 189,7 тыс. человек.
Подробнее о структуре заработных плат в ГМК, промышленности и сельском хозяйстве – в нашей инфографике.
Укрзализныця: стимул или угроза для экономики?
20 февраля, Игорь Воронцов, статьи МинПром. Инициатива железнодорожной госмонополии грозит “заморозить” даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
Впервые о ежеквартальном повышении грузовых тарифов на величину инфляции цен производителей глава правления УЗ Евгений Кравцов заговорил в декабре прошлого года. Абсурдность данной идеи очевидна: она полностью лишает монополиста стимулов быть операционно эффективной компанией.
Зачем добиваться роста оборачиваемости вагонов и наращивания объемов грузоперевозок – ведь это в свою очередь требует улучшений в сфере диспетчеризации, модернизации путевого хозяйства, обновления вагонного и локомотивного парка. Одним словом, это требует от менеджмента госкомпании серьезной и системной работы.
В то же время есть более простой и легкий путь увеличения доходов – регулярное повышение расценок на свои услуги. Не утруждая себя экономическими обоснованиями и контролем расходной части. Благо, монопольный статус позволяет (в отсутствие независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта, НКРТ) “Укрзализныце” навязывать грузоотправителям даже самые невыгодные для них условия по принципу “а куда вы денетесь с подводной лодки”.
В первую очередь это касается металлургических предприятий. Ведь если, к примеру, те же зернотрейдеры пытаются частично перейти на автоперевозки (разрушая автодороги сверхнормативным перегрузом), то возить железную руду из Кривого Рога в Мариуполь на автомобилях – однозначно не вариант. Вот почему, снова-таки в отсутствие НКРТ, диалог между бизнесом и Укрзализныцей по тарифному вопросу сейчас сводится к жесткому диктату со стороны госмонополии.
Так, несмотря на протесты отдельных профильных бизнес-ассоциаций, а также Европейской бизнес-ассоциации и представительства Американской торговой палаты в Украине, пункт об автоматической тарифной индексации был включен в проект финплана Укрзализныци на 2019 г. и сейчас ожидает рассмотрения Кабинетом министров Украины.
Парадоксально, что при этом представители УЗ в своих выступлениях и презентациях часто используют слово “рынок”. Хотя в условиях рынка на самом деле находятся их клиенты-экспортеры, постоянно имеющие дело с конкуренцией со стороны зарубежных производителей и протекционистскими мерами других государств.
Любая госмонополия работает иначе. Отсюда многолетний шлейф коррупционных скандалов и уголовных дел, связанных прежде всего с закупкой материалов и работ для Укрзализныци по завышенным ценам. “Укрзализныця купила оборудование в 5 раз дороже”, “Укрзализныця купила топливо по завышенным ценам”,
“Укрзализныця отметилась очередным коррупционным скандалом”, “НАБУ разоблачило крупную коррупционную схему на Укрзализныце” – новостные заголовки, которые десятками выдает поисковик при запросе “Укрзализныця”.
Все просто: завышенные за счет коррупционной составляющей расходы сейчас перекладываются на грузоотправителей. Для этого и необходимо постоянное повышение тарифов. Но есть одна загвоздка. Украинский бизнес не может по примеру железнодорожников переложить свои возросшие расходы на клиентов. Потому что те вместо подорожавшего украинского металла купят более дешевый китайский. Украинскому зерну и минеральным удобрениям предпочтут закупку российской продукции – цена которой останется неизменной.
Вот почему необоснованный рост ж/д тарифов на грузоперевозки ведет к падению объемов производства прежде всего в экспортно-ориентированных отраслях. Но и по внутренним грузоотправителям инициатива УЗ бьет весьма ощутимо: например, по цементной промышленности, известковой, огнеупорной и т.д. Одним словом, по всем отраслям, где есть большие объемы перевозок сырья либо готовой продукции.
Это подтверждается официальными цифрами. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2018 г. уменьшились на 5,1%, до 322,3 млн т., по данным Государственной службы статистики Украины. Причем в 2018 г. формально тарифы не повышались. Индексация не проводилось, зато за счет либерализации вагонной составляющей тарифов УЗ дополнительно получила от грузоотправителей 7,3 млрд грн.
По подсчетам главы Федерации металлургом Украины Сергея Беленького, если предложение УЗ об автоматической индексации грузовых ж/д тарифов получит одобрение Кабинета министров, дополнительные расходы бизнеса в 2019 г. составят 12,7 млрд грн. Кроме того, у топ-менеджеров УЗ есть и другие “творческие” идеи: например, унификации классов грузов, которая означает увеличение платежей за перевозку. Эти инициативы “потянут” еще на 21 млрд грн.
Сопоставив стоимость тарифных “аппетитов” госмонополиста и величину падения грузоперевозок за 2018 г., получим неутешительный прогноз: если Кабмин согласится с предложениями УЗ, изложенными в проекте ее финплана на 2019 г., следует ожидать снижения ж/д грузоперевозок еще на 10-20%. Как отмечает член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак, в таком случае мы в итоге придем к ситуации, когда железнодорожникам станет нечего возить.
Вряд ли это тот сценарий, в котором должен быть заинтересован Кабинет министров Украины, ведь его руководство сейчас заявляет о необходимости ускорить ежегодный экономический рост Украины с нынешних 3% до 5% и более.
На ДМК погиб горновой у пульта домны
Киев. 19 февраля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – На Днепровском металлургическом комбинате (ДМК, Каменское Днепропетровской обл.) 18 февраля погиб работник, сообщает пресс-центр предприятия.
“18 февраля в доменном цехе ПАО “Днепровский меткомбинат” возле пульта управления доменной печи № 9 обнаружен горновой,1972 г.р., без признаков жизни. На место была вызвана скорая помощь, проводились реанимационные мероприятия. Спустя некоторое время медработники констатировали смерть пострадавшего”, – констатируется в информации пресс-центра.
При этом руководство меткомбината выразило соболезнование семье и близким погибшего работника.
“Проводится расследование с целью установления точных причин и обстоятельств этого происшествия”, – резюмируется в официальной информации.
ДМК специализируется на производстве чугуна, стали, проката и товаров народного потребления.
Предприятие контролирует корпорация “ИСД”, основанная в 1995 году. Является интегрированной холдинговой компанией, владеющей пакетами акций предприятий горно-металлургического комплекса. В состав корпорации входят Алчевский меткомбинат на НКТ, над которым утрачен контроль с конца 2017 года, а также ДМК, меткомбинат ISD-Dunaferr (Венгрия) и ISD-Huta Czestochowa (Польша)
Стала известна причина гибели двух горняков на “Сухой Балке” в Кривом Роге
Киев. 19 февраля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – На шахте “Юбилейная” рудника “Сухая Балка” (Кривой Рог Днепропетровской обл.) 13 февраля текущего года погибли два горняка вследствие отравления углекислым газом, сообщила Государственная служба по вопросам труда (Гоструда)
“13 февраля 2019 года. 11-00. ЧАО “Сухая Балка”. Ш.С.В. 1984 г.р., мастер – 5 лет, общий стаж – 14 лет, женат, детей – 2. П.Д.А.1981 г.р., стаж – 5 лет, общий стаж – 20 лет, женат, детей – 2. Были найдены в нише под породоулавливающим возвышением на горизонте1396 м, с признаками отравления оксидом углерода. Сообщили 14 февраля 2019 года”, – констатируется в сообщении.
Ранее о трагедии написал глава Конфедерации свободных профсоюзов и независимого профсоюза угольщиков Михаил Волынец в Facebook.
В свою очередь в информации рудника отмечалось, что “трагедия произошла 13 февраля. Около полудня тела горного мастера и проходчика без признаков жизни обнаружили коллеги по участку”.
Шахта “Юбилейная” вместе с шахтой им. Фрунзе входит в состав рудника “Суха Балка” – одного из ведущих предприятий горнодобывающей отрасли в Украине. Специализируется на добыче железной руды подземным способом. На руднике работает около 3,5 тыс. чел.
“Сухая Балка” специализируется на добыче и производстве товарной железной руды, к которой относят агломерационную руду (содержание железа 56-60%) и доменную руду (47-50%). Мощность рудника составляет около 3,1 млн тонн товарной руды в год.
Согласно госреестру собственников на 29 мая 2017 года, компании Kadish Limited (Кипр) принадлежит 99,419301% акций рудника в общем количестве акций (99,551255% в общем количестве голосующих акций).
Kadish Limited приобрела компания Berklemond Investments Ltd., входящая в группу DCH Александра Ярославского.
Уставный капитал ЧАО “Сухая Балка” составляет 41,869 млн грн, номинал акции – 0,05 грн.
Как сообщалось, Государственная служба геологии и недр 7 ноября 2017 года продлила руднику срок действия разрешений на добычу железной руды на следующие 20 лет.