ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНА ГМК 10.01.2013 – 16.01.2013г.


Полный текст скачать>>

Украинские метпредприятия в 2012г сократили выпуск основных видов металлопродукции

Днепропетровск. 16 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА –  Металлургические предприятия Украины в 2012 году сократили  выплавку чугуна на 1% по сравнению с 2011 годом – до 28,513 млн тонн.

Как сообщил гендиректор  объединения “Металлургпром” Василий  Харахулах на балансовом совещании  представителей предприятий горно-металлургического  комплекса в Днепропетровске  в среду, за год выплавка стали сократилась на 7% – до 32,394 млн тонн, проката – на 9%, до 28,957 млн тонн.

По его словам, в  декабре 2012 года указанные предприятия  произвели 2,343 млн тонн чугуна при  среднесуточном выпуске 75,6 тыс. тонн, 2,566 млн тонн стали (82,8 тыс. тонн) и 2,298 млн тонн проката (74,1 тыс. тонн).

За 14 суток января 2013 года среднесуточное производство чугуна составило 79,4 тыс. тонн, стали – 88,1 тыс. тонн, проката  – 73 тыс.тонн.

По состоянию на 1 января 2013 года на метпредприятиях в работе находились 28 доменных печей из 36 (78%), 19 конвертеров из 21 (90%), девять мартеновских печей из 16 (56%) и пять электропечей из 15 (33%).

В декабре металлургическим предприятиям было поставлено 424 тыс. тонн металлолома, что составило 102% к  расчетной балансовой потребности, а за 12 месяцев – 4,980 млн тонн (86% от расчетной балансовой потребности и 74% от объема поставок в 2011 году).

Запасы металлолома  на складах метпредприятий в течение  декабря увеличились на 30 тыс. тонн и по состоянию на 1 января текущего года составили около 190 тыс. тонн.

Как сообщалось, по итогам 2011 года украинские метпредприятия нарастили  объемы производства чугуна на 6% по сравнению  с 2010 годом – до 28,879 млн тонн, стали  – также на 6%, до 34,689 млн тонн.

 

     Металлурги приготовились снижать объемы

16 января.   Объединение  металлургических предприятий “Металлургпром”  прогнозирует производство стали  на уровне 2,54 млн тонн в феврале. 
В феврале металлурги также планируют произвести 2,31 млн тонн чугуна и 2,3 млн тонн проката. 
Для обеспеч
ения указанных объемов производства металлургам потребуется поставка 550 тыс. тонн аглоруды, 1 510 тыс. тонн концентрата, 520 тыс. тонн агломерата, 720 тыс. тонн окатышей, 900 тыс. тонн известняков, 1180 тыс. тонн металлургического кокса, 380 тыс. тонн металлолома. 
Заявки металлургических предприятий по известнякам и железорудному сырью отечественных производителей обеспечиваются полностью. Частично потребность металлургов в железорудном сырье будет обеспечиваться импортным сырьем: аглорудой – 80 тыс. тонн, концентратом – 200 тыс. тонн. 
По распределению “Укркокса”, на февраль потребность металлургических предприятий в коксе обеспечивается полностью. При этом, исходя из ожидаемых в феврале поставок украинских углей около 1200 тыс. тонн, необходимо ввезти около 680 тыс. тонн импортного угля для коксования. 
По состоянию на 1 января на метпредприятиях в работе находились: 28 доменных печей из 36, 19 конвертеров из 21, 9 мартеновских печей из 16 и 5 электропечей из 15. 
Как сообщалось, на январь “Металлургпром” спрогнозировал
производство 2,8 млн тонн стали, 2,54 млн тонн чугуна и 2,52 млн тонн проката.       МинПром

 

     Метпредприятия Украины в 2012г сократили потребление газа на четверть

Днепропетровск.. 16 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Металлургические предприятия Украины в 2012 году снизили  потреблениие природного газа на 24,9% по сравнению с 2011 годом – до 3,886 млрд куб. м.

Как сообщил генеральный  директор объединения “Металлургпром” (Днепропетровск) Василий Харахулах на балансовом совещании представителей предприятий горно-металлургического комплекса в Днепропетровске в среду, в декабре 2012 года метпредприятия увеличили потребление природного газа на 18,1%, или на 51 млн куб. м, по сравнению с ноябрем – до 332 млн куб. м.

При этом среднесуточное потребление газа метпредприятиями в декабре возросло на 1,3 млн куб. м по сравнению с предыдущим месяцем  и составило 10,7 млн. куб. м.

В целом за 12 месяцев  метпредприятия потребили 3,886 млрд куб. м природного газа, при этом среднесуточное потребление составило 10,6 млн куб. м против 14,2 млн куб. м за предыдущий год.

В 2011 году метпредприятия страны потребили 5,173 млрд куб. м газа.

Согласно балансовому  распределению энергоресурсов, рассчитанному “УкрМетЭнерго”, как ожидается, в феврале 2013 года метпредприятия страны потребят 338,5 млн куб. м газа (в декабре-2012 – 331,7 млн куб. м при заявке 317,5 млн куб. м), а также 1356,5 млн кВт-ч электроэнергии (фактическое потребление в декабре – 1319,9 млн кВт-ч).

Кроме того, трубные предприятия  в феврале используют 18,9 млн куб. м природного газа и 45,2 млн кВт-ч  электроэнергии.

 

      Украина в 2012г снизила валютную выручку от экспорта черных металлов на 17%

Киев. 16 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Металлургические предприятия Украины в 2012 году сократили поступления от экспорта черных металлов на 17% по сравнению с 2011 годом – до $15 млрд 343,767 млн.

Как сообщили агентству “Интерфакс-Украина” в Государственной  таможенной службе, доля экспорта черных металлов по итогам 2012  года составила 22,32% в общем объеме поступлений от экспорта товаров из Украины за этот период, в то время как по итогам 2011 года она составляла 27,04%.

В декабре-2012 поступления  от экспорта черных металлов составили $1 млрд 95,073 млн (декабре-2011 – $1 млрд 616,424 млн).

При этом Украина в 2012 году импортировала аналогичную  продукцию на сумму $2 млрд 299,277 млн (в 2011 году – на $2 млрд 776,812 млн), в том  числе в декабре – на $153,025 млн ($222,387 млн).

Кроме того, Украина в 2012 году экспортировала металлоизделия на сумму $2 млрд 837,249 млн (в 2011 году – на $2 млрд 844,849 млн), в том числе в декабре – на $173,806 млн ($247,412 млн); импортировала – на $1 млрд 283,280 млн ($1 млрд 185,001 млн), в том числе в декабре – на $95,343 млн ($100,759 млн).

 

      ТЭО проекта заводов по газификации угля будет готово в I кв., строительство начнется в июне – Ставицкий

Киев. 16 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Строительство  первой площадки завода по газификации  угля начнется в июне, а подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта будет завершена к концу текущего квартала текущего года, прогнозирует министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий.

“У нас по плану  в первом квартале (2013 года – ИФ) подготовить ТЭО этого проекта (строительство заводов по газификации угля – ИФ), потом мы начнем параллельно осуществление проекта и начнем строительство первой площадки в июне месяце”, – сказал он журналистам в Киеве в среду.

Как сообщалось, НАК “Нафтогаз Украины” в конце декабря 2012 года подписала кредитное соглашение с Государственным банком развития Китая (China Development Bank Corporation) о привлечении $3,656 млрд под государственные гарантии для реализации проектов замещения газа углем. В рамках программы предусматривается реализация четырех инвестиционных проектов.

Стоимость обслуживания кредитной  линии составит $2 млн 395,722 тыс. Срок действия кредитной линии – 19 лет, в том числе 4 года – для подготовки и согласования утвержденных проектов и подписания индивидуальных кредитных соглашений.

Использование на объектах теплоэнергетики технологий водоугольного  топлива и строительство заводов  газификации угля позволит ежегодно замещать около 4 млрд кубометров природного газа отечественным углем, обеспечит стабильный рынок для сбыта около 10 млн тонн угля в год, а также создаст новые рабочие места и позволит ежегодно экономить до $1,5 млрд.

 

    Модернизация  и экология. “Русмет”.

16 января.   Эти направления  выбраны основными для комбината  “Запорожсталь” в этом году  
Нынешнее состояние дел в Запорожской области можно считать наглядным отражением экономической ситуации в Украине, поскольку здесь сосредоточены ведущие предприятия энергетики, ГМК и машиностроения. И оно не вызывает особого оптимизма. В прошлом году лихорадило практически всех. Фактически остановлено производство ферросплавов, идет оптимизация кадрового состава “Укрграфита”, увольняют персонал на “Днепроспецстали”… Отдельный интерес вызывает положение дел на крупнейшем предприятии региона – “Запорожстали”. 
Смена собственника
 
Летом комбинат перешел в собственность холдинга “Метинвест”, который возглавляет Ринат Ахметов. Слухов тогда было много, но большинство из них так и остались слухами. Напомним, что комбинат сегодня принадлежит не только украинскому магнату, но еще и российскому инвестору от ВЭБ. Бразды правления полностью отданы донецким представителям, так как у российских владельцев не имеется аналогичных предприятий, а только не особо удачный опыт совместного хозяйствования вместе с украинскими коллегами. Но официально пока никто не выражает никаких претензий к существующему положению дел. Надо поначалу присмотреться к хозяйствованию нового владельца, чтобы потом уже делать конкретные выводы. Тем более, что опыт работы в ГМК у “Метинвеста” чаще ассоциируется со знаком “плюс”. А сама компания полностью обеспечена сырьем, что играет немаловажную роль в нынешнем состоянии дел ведущих предприятий отрасли. 
Поэтому 5-месячный опыт работы комбината в прошлом году можно рассматривать как работу в новых условиях с новым топ-менеджментом. Руководящие посты на предприятии в августе заняли прибывшие метинвестовцы. Или “донецкие”, как их стали называть на комбинате. Надо отметить, что притирка прошла довольно благополучно, без особых конфликтов. Обиженные, конечно, были. Такова не только жизнь, но и производство. Но первое, что отметили сталевары, – это улучшение качества поступаемого лома. Вопрос с криминальным оттенком, сопровождающий долгое время работу мартеновцев и заготовителей сырья в копровом цехе, был решен положительно. Причем, для производства, а не для теневых структур. Впрочем, это отдельная тема для обсуждения. 
Год же комбинат завершил в минусе. Но этому минусу другие могут только завидовать, так как показатель отгрузки готового проката чуть-чуть не дотянул до прошлогоднего уровня, сократившись всего на 0,7%. В 2011 году было отгружено 3,171 млн. т, а в ушедшем – 3,149 млн. т продукции. По чугуну показатели были даже перевыполнены. Но нынче “Запорожсталь” работает не на склад, а на сбыт, подкрепляемый конкретными расчетами с потребителями. 
 
На комбинате итоги года считают успешными. Генеральный директор комбината Ростислав Шурма объясняет это так: “Наше самое большое достижение в 2012 году – это то, что мы смогли сохранить объемы производства, удержать его от падения, на фоне очень плохой конъюнктуры внешнего рынка и повального сокращения производства в Украине и в Европе. Плюс к этому, начиная с августа, в среднем на 6-7% мы подняли производительность по всем основным агрегатам, возобновили инвестиционную программу, которая была заморожена, и результаты которой уже всем видны. На 2013 год, с учетом негативного прогноза рынков, мы планируем сохранить эти же объемы производства”. 
В принципе, эта цитата поясняет и успех, и задачи на нынешний год. Причем, по итогам 7 месяцев прошлого года производство стали уменьшилось на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а производство проката – на 3,7%. Поэтому достигнутая устойчивость и положительная динамика производства были зафиксированы, начиная с осени 2012 года, после смены менеджмента на комбинате.  
Первые сдвиги 
Но вернемся к анализу итогов работы комбината. Так, в декабре комбинат произвел 308,9 тыс. тонн стали, что выше уровня декабря 2011 года на 1,7%. Увеличение объемов производства стали на комбинате объясняют, в основном, внедрением организационных и технологических мероприятий. Так, в цехе горячей прокатки тонкого листа в декабре достигнут рекордный за всю историю комбината уровень прокатанных двойных рулонов – 86,2% от общей массы, или 209,8 тыс. т, что позволило дополнительно снизить расход металла на прокат. Для сравнения: в среднем за 2012 год фактический уровень прокатанных двойных рулонов в цехе составил 70,5% или 191,3 тыс. т в месяц. 
В декабре произошло еще одно важное событие– было завершено строительство комплекса по вдуванию пылеугольного топлива (ПУТ). Правда, назвать это победой новой команды было бы неправильно. Они завершили начатый их предшественниками проект, который позволит отказаться от использования более 300 млн. куб. м природного газа в год в доменном переделе. При нынешней стоимости топлива для украинских металлургов это очень важный показатель экономии и снижения себестоимости продукции. Для этого недавно был пущен в строй базисный склад угля производительностью в 300 вагонов в сутки. На его строительство ушло почти $43 млн., что составило более трети общих инвестиций в строительство ПУТ.  
Важным событием стало и проведение капитального ремонта доменной печи № 5 в рамках плана модернизации и реконструкции производства. В общем, слухи о том, что новый инвестор пришел лишь для того, чтобы выжать из предприятия последние соки, оказались ложными. Иначе не было бы смысла вкладывать значительные средства в модернизацию. 
Что же касается основных направлений этого года, то они будут носить явно экологический оттенок. Уже в ближайшие дни начнется строительство нового травильного отделения в цехе холодной прокатки № 1, на которое планируется выделить свыше $8 млн. Завершить это строительство планируется к концу текущего года. Пуск нового объекта позволит прекратить вредные стоки в Днепр и улучшить условия труда прокатчиков. Также в этом году решено завершить строительство газоочистки на второй агломашине, что позволит снизить выбросы в атмосферу на 10%. По словам руководства комбината, в этом году 70% инвестиций будут направлены на проекты, связанные с улучшением экологической обстановки на предприятии и, соответственно, в городе.

      — Русмет        Источник: www.advis.ru   Metaldaily.ru

 

      Куйбышев  отмаялся

15 января.    Под  занавес прошлого года Донецкий  хозяйственный суд признал банкротом  Краматорский металлургический  завод им. Куйбышева и дал старт  процедуре ликвидации предприятия.  Фактически это “похоронка”  для одного из ветеранов украинской металлургии. Но на его костях пытаются воспрянуть сразу два юных юрлица – Краматорский металлопрокатный и Краматорский ферросплавный заводы. Они переняли все, что было ценного из производственных мощностей КМЗ им. Куйбышева, оставив ему лишь шлак накопившихся долгов. 
Что такое не везет 
Краматорский металлургический завод был создан еще в 1898 году. Совсем не Куйбышевым, а немецкими капиталистами Фицнером и Гампером, стоявшими у истоков большого машиностроения в Краматорске. Чугунолитейное производство сначала являлось одним из звеньев машиностроительного цикла, и только в советские времена оно было выведено в отдельное предприятие. К гигантам индустриализации Краматорский МЗ никогда не принадлежал, но на закате СССР была предпринята попытка превратить его хотя бы в образец модернизации. В 1989 году в мартеновском цехе Краматорского метзавода соорудили четырехручьевую сортовую МНЛЗ горизонтального типа, которая предполагала получение квадратной заготовки сечением 175 х 175 мм, производительностью 80 тонн/час. Если бы это сработало, будущее у предприятия, возможно, вышло бы более светлым. Но, несмотря на значительные усилия, приложенные проектантами и специалистами завода, в течение нескольких последующих лет так и не удалось выйти на стабильные объемы разливки. Это произошло из-за определенных концептуальных недоработок в конструкции МНЛЗ и ее плохой совместимости с технологическими пережитками старого мартеновского цеха.  
В конце концов, в 1990 годы эта МНЛЗ была демонтирована. А заводу пришлось и дальше выезжать за счет крупносортного стана 620, находящего в эксплуатации с 1909 года. Секрет его долгожительства в том, что он производит полособульбовые профили широкого сортамента – довольно редкий в металлургии продукт, пользующийся стабильным спросом в судостроении. Кроме того, в этом же прокатном цеху имеется и единственная в Украине установка скоростной электротермической обработки крупносортного проката мощностью 20 тыс. тонн в год. Еще в 2010 краматорский полособульб экспортировался, хотя загрузка стана 620 упала до 28% от проектной мощности. Прокатывали его из стали, поставляемой Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского. Оба завода входили в контур корпорации “Индустриальный союз Донбасса”, так что получалась “семейная” кооперация. Потенциально она намечалась еще длиннее, поскольку в краматорском профиле нуждались и польские верфи, подконтрольные ИСД. Но жизнь внесла свои коррективы. 
Проблемы корпорации Сергея Таруты аукнулись Краматорскому метзаводу не меньше, чем ее планы. КМЗ им. Куйбышева пришлось повидать на своем веку достаточно много собственников. Далеко не каждое из отечественных предприятий ГМК может похвастаться тем, что в его акционерах побывали компании из крупнейших бизнес-групп отрасли – СКМ, “Приват”, ИСД. Именно последняя к 2007 году сконцентрировала в своих руках большинство акций завода посредством распределения пакетов между компаниями “Регион”, “Азовимпекс”, “Азовинтекс”, “Визави”. Но полоса невезения, похоже, как раз тогда и начинала накрывать КМЗ плотным слоем. 
Так, еще в 2006 году по иску “Донецкоблэнерго” начались судебные разбирательства относительно признания предприятия банкротом. Впрочем, владельцы завода сначала не слишком серьезно воспринимали эту угрозу, понимая, что в судах можно препираться годами. Однако беда одна не ходит. Грянувший в металлургии кризис поставил на грань потери и гораздо более ценные активы ИСД, чем раритетное краматорское производство. На него не хватало ни финансовых, ни человеческих ресурсов. Добила завод авария на доменной печи №4 (единственной находившейся к тому времени в эксплуатации), случившаяся в 2007 году. На следующий год она возобновила работу, но в начале 2009 была остановлена. Как объясняли на заводе, из-за неблагоприятной рыночной ситуации и падения спроса на передельный чугун. Возможно, это и стало той точкой бифуркации, пройдя которую, руководство ИСД решило, что реанимировать Краматорский МЗ нет смысла – пора думать о том, как закрыть его с минимальными издержками. 
Хроники пикирующего бомбардировщика 
И тут старый иск “Донецкоблэнерго” пришелся даже кстати. На его основании был сформирован комитет кредиторов Краматорского метзавода, в состав которого, кроме упомянутой энергокомпании, вошли еще два юрлица – “Визави” и “Индустриальный союз Донбасса”. Ход следует признать удачным: процесс банкротства предприятия стал управляемым его же хозяевами. В течение следующих нескольких лет сумма озвученных в судах претензий кредиторов несколько раз менялась, но в основном по причине перетока средств между заводом и разными предприятиями группы ИСД. Зафиксирован, например, случай, когда размер дебиторской задолженности Краматорского МЗ за полгода сократился практически на 200 млн грн. Так, по состоянию на 1 мая 2011 года он составлял более 567 млн грн., а на 22 декабря 2011 – уже 367,6 млн грн. 
Могло показаться, что предприятие резко пошло на поправку. Но секрет здесь иной. Весной 2010 в Краматорске появились сразу двое сочувствующих судьбе невезучего завода. Молодые, но амбициозные компании, с красноречивыми названиями – Краматорский ферросплавный завод и Краматорский металлопрокатный завод – выразили желание инвестировать в КМЗ им. Куйбышева и стать его санаторами. И суды, и кредиторы план санации одобрили. А он, среди прочего, предусматривал финансовое участие компаний-инвесторов на сумму около 134 млн грн. Это вливание плюс взыскание ряда дебиторских долгов и позволило Краматорскому метзаводу на конец года сократить кредиторскую задолженность. Но не стало залогом его спасения. 
Львиная доля погашенных в указанный период долгов пришлась на кредиторов из группы ИСД. С другой стороны и санаторы-инвесторы имели к ней самое прямое отношение. Основателем Краматорских ферросплавного и металлопрокатного заводов выступила компания “Регион” Олега Мкртчана, одного из двух нынешних ключевых совладельцев ИСД. За свой взнос санаторы-нвесторы получили имущество КМЗ, на базе которого намерены развивать собственное производство, уже полностью очищенное от старых долгов 
После этого судьба завода-ветерана опять перестала кого-либо интересовать, и он продолжил свой путь на дно. Если на конец 2011 года сумма претензий, внесенных в регистр кредиторов КМЗ им. Куйбышева, составляла лишь 99 млн грн., то сейчас она уже превышает 500 млн грн. Такой разрыв может свидетельствовать о том, что год назад большинство тех, кому задолжал завод, еще верили в гипотетическую возможность его возрождения, а сегодня эта вера полностью иссякла. Вот они и спешат оформить свои претензии юридически, чтобы хоть что-то получить с банкрота. Впрочем, первые строчки в перечне кредиторов опять же занимает “Индустриальный союз Донбасса” (более 187 млн грн. задолженности) или близкие к нему структуры: Алчевский коксохимический завод (85,5 млн грн.), Донецкий индустриальный союз (почти 25 млн грн.), ДМК им. Дзержинского (более 10 млн грн). И даже своему санатору, теперь уже бывшему, – Краматорскому ферросплавному заводу – КМЗ им. Куйбышева успел задолжать 50,5 млн грн. По сравнению с вышеуказанными цифрами, те 17 млн грн., уплатить которые требует от завода Пенсионный фонд, на основании чьего иска предприятие и объявлено в декабре банкротом, не выглядят столь уж астрономической суммой.  
За одного битого двух небитых дают  
После того как в 2000 году на Краматорском метзаводе был закрыт мартеновский цех и остановлена домна №3, предприятие начало страдать от раздвоения личности. Оставшаяся в эксплуатации четвертая домна могла выплавлять одно из двух: либо 145 тыс. тонн в год ферромарганца, либо порядка 500 тыс. тонн чугуна для собственного прокатного производства. Напомним, сейчас на заводе в дееспособном состоянии есть два прокатных стана – крупно- и среднесортный (каждый – на 100 тыс. тонн годовых). Идея О.Мкртчана развести ферросплавное и прокатное производство по разным предприятиям успешно лечит от раздвоения. Только пациент сегодня уже, скорее, мертв, чем жив. 
Зато новые структуры, возникшие на его мощностях, вполне себе бодрствуют. Краматорский металлопрокатный завод уже капитально отремонтировал в прошлом году печи в сортопрокатном цеху. Краматорский ферросплавный завершает капремонт домны №4 и воздухообогревателей. Кроме того, оба завода-новичка обзавелись к концу 2012 и земельными наделами. На последней прошлогодней сессии горсовет Краматорска одобрил ряд договоров аренды земель обанкротившегося КМЗ им. Куйбышева. В частности, Краматорский металлопрокатный завод получил 2 участка общей площадью почти 8 га, а Краматорский ферросплавный завод – 8 участков площадью 128 га. 
Именно ферросплавное направление является сегодня наиболее ценным осколком от Краматорского метзавода. Еще летом аналитики оценивали его стоимость в 50-70 млн долл. Но сейчас его ценность, вероятно, даже выросла на фоне остановки украинских ферросплавных заводов “Привата”. В конце концов о ликвидности актива свидетельствует и то, что О.Мкртчан уже успел его перепродать, хотя предприятие еще не выпускает готовую продукцию. Впервые информация о том, что КФЗ перепродан российским соискателям появилась летом, когда юридическая компания DLA Piper в своем пресс-релизе сообщила, что оказала содействие инвестору из России в выкупе акций украинского ферромарганцевого завода. Правда, имена субъектов купли-продажи не разглашались, но участники рынка пришли к выводу, что речь идет о сделке между “Регионом” О.Мкртчана и пулом российских партнеров ИСД во главе с Владимиром Катуниным. В ноябре косвенное подтверждение того, что на КФЗ идет перетасовка акций, пришло из Антимонопольного комитета Украины. Он дал разрешение одной кипрской компании Opatu Investments Limited приобрести контрольную долю в другой кипрской компании Solarmo Holdings Limited, а последняя, как раз, и владела до этого Краматорским ферросплавным заводом. 
Правда, тогда же в ноябре генеральный директор КФЗ Юрий Лобода сетовал корреспонденту УНИАН на то, что промплощадка ему досталась в очень плохом состоянии, поэтому на запуск печи потребуется почти год. “Скорее всего, задувка печи состоится не ранее сентября 2013 года. Приблизительно через три месяца после этого мы сможем выйти на выплавку 14 тыс. тонн доменного ферромарганца в месяц, что составит 168 тыс. тонн в год”, – прогнозировал Ю.Лобода. По его словам, в Краматорске будет применена технология производства низкоуглеродистого ферромарганца, обкатанная на Саткинском чугуноплавильном заводе в России, где господин Лобода ранее работал заместителем гендиректора. Кстати, КФЗ рассчитывает и на те же, что и в Сатке, источники сырья – импортную руду из Казахстана и ЮАР. 
При этом Ю.Лобода сделал оговорку, что точные даты запуска КФЗ будут зависеть от ситуации на рынке ферросплавов. Так, если к моменту завершения восстановительных работ спрос будет низким, то владельцы завода могут отложить запуск. С другой стороны, можно было бы его и форсировать, нацеливаясь на то, чтобы частично занять ферромарганцевую нишу “Привата” на российском рынке. Однако спрос на ферросплавы и в России, и в мире в целом, продолжает оставаться невысоким. Поэтому маловероятно, что нынешние хозяева Краматорского ферросплавного будут торопить события.  
Ярослав Ярош         
МинПром

 

    “Донецксталь”  занялась вагонами

15 января.  Компания “Донецксталь — металлургический завод” расширила номенклатуру товарной продукции, освоив выпуск грузовых вагонов.

Диверсификация производства как способ выживания в кризисный период — общепринятая практика. Этот путь выбрала “Донецксталь”, освоив выпуск полувагонов объемом 60 кубометров для перевозки сыпучих грузов. Таким образом в условиях спада рынков донецкое предприятие, которое перманентно находится в процессе модернизации, нашло применение части своего листового и сортового проката.

Отметим, что несколько  лет назад донецкие металлурги тесно  сотрудничали с одним из лидеров  вагоностроения — мариупольским  “Азовмашем”. В соглашении о стратегическом партнерстве декларировалось, что “стороны намерены обмениваться опытом, проводить взаимные консультации по экономическим и технологическим вопросам, наиболее полно использовать кадровый и научно-технический потенциал”.

Проектная мощность вагоностроительного  цеха “Донецкстали” — 200 вагонов в месяц. Как подчеркивают на предприятии, вагоностроительное производство создано исключительно для удовлетворения собственных нужд и потребностей и основывано на использовании собственных комплектующих. Единственное, что компания покупает у сторонних партнеров — это готовые тележки. Представители компании отказались назвать их поставщика. Между тем лицензия на производство вагонов, которой владеет “Донецксталь”, позволяет предприятию экспортировать продукцию. Как стало известно, интерес к донецким вагонам проявляют потребители из Грузии и Турции.

В вагоностроительном цехе трудится 205 рабочих и 40 инженерно-технических  работников. Новое производство позволило  трудоустроить тех работников “Донецкстали”, которые были высвобождены после  закрытия мартеновского цеха в мае минувшего года. “Вагонный цех позволил загрузить людей, которые освободились после закрытия мартеновского производства, — заявил городской голова Донецка Александр Лукьянченко. — А также расширить номенклатуру выпускаемой продукции. И сегодня Донецкий метзавод уже стал участником машиностроительного рынка, но, самое главное, что сохранены рабочие места”, — подчеркнул городской голова. 

Вместе с тем “Донецксталь”  декларирует намерение выпускать  вагоны исключительно для собственных нужд. “Производство вагонов не произведет фурора на вагоностроительном рынке, потому что это исключительно внутреннее производство”, — заявил Сергей Зинченко, директор по производству ПрАО “Донецксталь”.

Участники рынка отмечают, что основным критерием конкурентоспособности продукции является качество, а не цена. Модернизация “Донецкстали” позволит ей уже в конце лета будущего года производить высококачественную сталь в дуговой электросталеплавильной печи. Сталь из нее будут разливать на МНЛЗ, при этом основной объем непрерывно-литой заготовки будет направляться дальше по переделу — для выпуска металлопродукции на прокатных мощностях предприятия. Кроме того, планируется также выпуск товарного полуфабриката в объеме около 170 тыс. тонн в год (литого сляба) и до 110 тыс. тонн в год сортовой заготовки.

В целом программы  реконструкции “Донецкстали”, как  в ноябре 2012 года заявлял тогдашний  гендиректор компании Александр  Рыженков, в перспективе предполагают выход на производство продукции  четвертого передела. “Я имею в виду термообработку, с расширением всей линейки по прокату”, — уточнил Рыженков. По его мнению, подъем на мировых рынках стали начнется в 2015-2016 годах, и к этому времени донецкие металлурги смогут предложить им новый спектр металлургической продукции.

Получит ли развитие вагоностроительное направление? Пока ответить на этот вопрос сложно. Но, кстати, примеры того, когда  метзавод, освоив выпуск вагонов, со временем переходит к их серийному производству, на машиностроительных рынках имеются. Например, так поступил российский Завод металлоконструкций, подконтрольный Станиславу Гамзалову, структура которого недавно купила еще и блокирующий пакет акций “Крюковского вагоностроительного завода” (КВСЗ).    Алексей МИХАЙЛОВ         УКРРУДПРОМ

 

     Украина: ООО “ДТЭК Свердловантрацит” в рамках реструктуризации увеличит численность шахтеров

15 января.   14 января 2013 г. проходило заседание рабочей  группы в Луганской облгосадминистрации  по вопросу реорганизации в  ООО “ДТЭК Свердловантрацит”.  Требования независимого профсоюза Свердловска (НПгС) показали свою несостоятельность. Руководитель департамента по взаимодействию с угольными профсоюзами ДТЭК Руслан Богданов озвучил позицию компании относительно каждого требования независимого профсоюза Свердловска.

По словам Руслана  Богданова, в рамках оптимизации  организационной структуры ООО  “ДТЭК Свердловантрацит”, включающего  шахту “Красный партизан”, планируется  увеличить численность работников подземных профессий на полсотни человек. Никаких массовых сокращений не будет и не планировалось. Поэтому заявление НПгС о предстоящих “сокращениях десятков тысяч людей” на предприятии, не имеет под собой оснований.

Приказ №405 издан в  связи с созданием двух обособленных подразделений ООО “ДТЭК Свердловантрацит”. Шахтоуправление “Свердловское” объединит шахты “Должанская-Капитальная”, “Харьковская”, “Центросоюз” и обогатительную фабрику “Центросоюз”. В шахтоуправление “Червонопартизанское” войдут шахты “Красный партизан”, имени Я. М. Свердлова и обогатительная фабрика “Краснопартизанская”. Все требования законодательства соблюдены в соответствии со ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины. Оснований для отмены приказа №405 нет, так как администрация предприятия соблюла все права работников.

Руководство “ДТЭК Свердловантрацит” готово рассмотреть конкретные предложения профсоюза по учету длительности рабочего времени. В настоящий момент этот показатель включает рабочую смену (6 ч) и время на доставку к месту и с места работы, как и предусмотрено законодательством. Пункт требований НПгС о признании рабочим временем “всего фактического ежедневного пребывания на работе в шахте (9-10,5 ч)” требует дополнительного разъяснения с их стороны. Тарифные ставки на предприятии рассчитываются на основе более высокой минимальной зарплаты, чем требует НПгС – 1102 грн. вместо 1073 грн. При этом соблюдаются все коэффициенты соотношений размеров тарифных ставок и окладов, оговоренные отраслевым соглашением.

Подписание коллективного  договора с первичными профорганизациями  НПгС, на чем настаивает эта организация, противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 4 Закона Украины “О коллективных договорах и соглашениях” при наличии нескольких профсоюзов для заключения коллективного договора они должны сформировать совместный представительский орган. В ООО “ДТЭК Свердловантрацит” действует профсоюз работников угольной промышленности (ПРУП). Руководство предприятия не против рассмотрения вопроса об участии НПгС в подписании коллективного договора если НПГС сможет создать с ПРУП такой орган. При этом законодательство не предусматривает обязанности администрации публично признавать легитимность какой-либо профсоюзной организации.

Требования НПгС про  отмену существовавших ранее приказов об увольнении двух сторонников профсоюза  – нелегитимны. С одним из них трудовые отношения разорваны за появление на работе в состоянии наркотического опьянения, что подтверждается соответствующими заключениями лаборатории Луганского областного наркологического диспансера. Приказ о увольнении второго сотрудника – вообще никогда не издавался. Нет законных оснований и для сохранения среднего заработка сторонникам НПгС, которые “участвовали с 10 января 2012 г. в акции блокирования кабинета директора на шахте “Красный партизан”. Для применения соответствующих статей КЗоТ Украины профсоюзу необходимо заранее уведомить предприятие – кто и когда будет привлекаться для выполнения профсоюзных задач. После этого готовится приказ для освобождения от работы сотрудника с сохранением средней зарплаты. Соответствующее уведомление председателя НПгС администрация шахты 10 января 2013 г., после того как члены профсоюза самовольно не вышли на работу. (Energyland.info/Металл Украины, СНГ, мира)

 

     Кременчугский сталелитейный завод возобновил работу

Кременчуг. 14 января. ИНТЕФАКС-УКРАИНА – ПАО “Кременчугский сталелитейный  завод” (Полтавская обл.) в понедельник, 14 января, возобновило работу, сообщила пресс-служба предприятия.

По ее информации, в  настоящее время на предприятии  проводится розжиг печей.

Как сообщалось, завод  приостановил работу на период с 31 декабря  по 14 января в связи с новогодними  праздниками.

Кременчугский сталелитейный  завод создан в 1966 году, производит стальное и чугунное литье, в частности, изделия для большегрузных автомобилей и грузовых вагонов и трубные заготовки.

По данным завода, на конец 2010 года в собственности ЗАО “Холдинговая  компания “Теко-Днепрометиз” (группа “ТАС”, Киев) находилось 35,82% акций  предприятия, Difano Investments Ltd (Кипр) – 48,45% акций. В декабре 2011 года кипрская Latinaizen LTD заявила о намерении приобрести 38 млн простых именных акций Кременчугского стальзавода, что увеличит ее пакет акций до 48 млн 745,493 акций (9,2% уставного капитала).

 

     Кременчугский колесный завод в 2012г снизил производство на 1,6%

Кременчуг. 14 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – ПАО “Кременчугский колесный завод” (ККЗ, Полтавская обл.) в 2012 году снизило  выпуск продукции на 1,6% по сравнению  с 2011 годом – до 2033,3 тыс. колес.

Как сообщили агентству “Интерфакс-Украина” на предприятии, по итогам года завод практически вышел на прошлогодние показатели, как и планировалось.

Как сообщалось, по итогам 2011 года предприятие сократило выпуск колес на 4,4% по сравнению с 2010 годом – до 2,066 млн.

Кременчугский колесный завод производит стальные колеса для автомобилей и сельскохозяйственной техники. Выпускает ободья, колеса и детали к ним, всего – более 150 модификаций стальных штампованных дисков для автомобилей.

Основные потребители  продукции предприятия – страны СНГ, Дания, Венгрия, Франция, Бельгия, Германия, Нидерланды, Болгария, Австралия.

 

      Горняки “Львовской угольной компании” 15 января будут пикетировать администрацию президента – профком

Киев. 14 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА  – Горняки ПАО “Львовская угольная компания” (Сокальский р-н Львовской обл.) 15 января проведут пикет под стенами администрации президента Украины, заявили в профкоме предприятия.

“Мы требуем: выплатить  задолженность по заработной  плате и повысить ее согласно  действующему законодательству; разрешить отгрузку собственного концентрата, который был приобретен “Львовской угольной компанией” у ГП “Волыньуголь”; наложить мораторий на закрытие Львовско-Волынского угольного бассейна; разрешить “Захидэнерго” получать уголь с Львовско-Волынского угольного бассейна”, – говорится в распространенном компанией пресс-релизе.

По данным профкома “Львовской  угольной компании”, работники предприятия  не получают заработную плату с октября 2012 года, а само предприятие находится  под угрозой банкротства и  закрытия.

В июне 2012 года работники “Львовской угольной компании” провели пикетирование Львовской облгосадминистрации, однако, по словам горняков, это не принесло каких-либо результатов.

“Мы будем пикетировать  администрацию президента Украины  с 11:00 15 января, пока не получим стопроцентной гарантии выполнения наших требований”, – подчеркивают в профкоме.

Как сообщалось, единственный крупный потребитель угля в западном регионе Украины энергогенерирующая компания “ДТЭК Захидэнерго” предпочитает закупать уголь, добываемый шахтами ДТЭК на востоке страны.

“Львовская угольная  компания” владеет единственной  обогатительной фабрикой в западном  регионе – “Червоноградской”.

ФГИ неоднократно и безуспешно пытался продать принадлежащие  ему 37,58% “Львовской угольной компании”.

ООО “Ифорас” и “Грузо-транспортное управление” владеют 23% и 22,8% “Львовской угольной компании” соответственно, ООО “АСП Трейд Груп” (все – Луганск) – 16,7% акций.

 

    Украина: самая масштабная в истории независимости модернизация металлургических предприятий обернулась для ее инициаторов потерей контроля над своей бизнес-империей.

12 января.  После падения цен на сталь Индустриальный союз Донбасса столкнулся с невозможностью обслуживать многомиллиардные долги. Кислородно-конвертерный цех Алчевского меткомбината ИСД открывал с помпой. В ноябре 2007 г. новый конвертер под песню We are the Champions включил президент Виктор Ющенко. 11 месяцев спустя глава совета директоров ИСД Сергей Тарута объявил о сокращении персонала металлургических заводов на треть. “Это не наша вина, – сказал он. – Мы просто не можем обеспечить этих людей зарплатой”.

Модернизация заводов ИСД поражает воображение. Практически полностью перестроен Алчевский меткомбинат, очень многое изменили на Днепровском. До этого в Украине никто не делал ничего подобного. И все бы хорошо, но пришлось занять слишком большую сумму. Пока рынки росли, обслуживать долг в $3,5 млрд. удавалось. Когда спрос на металл упал, задача стала невыполнимой. В 2010 г. ИСД объявил дефолт по еврооблигациям на $150 млн.

В ИСД не любят, когда  компанию называют донецкой. В августе 2007 г. ее основатели – Тарута и Виталий  Гайдук – беседовали с послом США Уильямом Тейлором о выборах в парламент и “донецких”. Как следует из депеши, опубликованной на WikiLeaks, Тарута отозвался о земляках нелестно: “Все они грабители”.

До определенного момента  “грабители” и Тарута с Гайдуком были партнерами. ИСД был создан в 1995 г. и при поддержке местной власти быстро монополизировал поставку газа на заводы Донецкой области. Компанию основали бывший начальник отдела внешнеэкономических связей “Азовстали” Тарута и семья Гайдука, который занимал тогда пост зампреда обладминистрации. Позже их партнером стал исполнительный директор ИСД Олег Мкртчан. Реальным владельцем заводов, которыми управляла корпорация, считали Рината Ахметова. Тарута занимался бизнесом, Гайдук, в чьи обязанности в обладминистрации входили расчеты за газ, – лоббированием.

В начале 2000-х Ахметов  создал СКМ, которая забрала донецкие заводы из управления ИСД. Корпорация пошла в соседние регионы. У нее  уже был Алчевский меткомбинат, позже к нему добавился Днепровский. Тарута стал первым выходцем из Донбасса, который начал строить транснациональную компанию. ИСД приобрел металлургические заводы в Польше и Венгрии, начал и подготовку к IPO.

Корпорация отстроилась  от донецких не только в бизнесе, но и в политике. ИСД был не в  фаворе у Виктора Януковича и остался за бортом приватизации рудной отрасли, которая проходила во время первого премьерства Януковича. На выборах 2004 г. ИСД поддержал Ющенко.

Отсутствие собственной  руды – основные запасы при Януковиче  перешли под контроль ахметовского “Метинвеста” – стало для ИСД настоящей головной болью. Корпорация даже пыталась возить руду из Бразилии. В декабре 2007 г. ИСД сообщил “Метинвесту” о резком сокращении закупок руды. “Иэсдэшники нас тогда подставили, – вспоминает сотрудник “Метинвеста”. – Под Новый год они просто сказали, что им столько не нужно. Мы уже никуда пристроить ее не успевали”. С Бразилией не сложилось, ИСД все же подписал долгосрочные контракты с “Метинвестом”. Холдинг предъявил иски за невыполнение плана закупок: общий размер претензий приближался к 2 млрд. грн. На заводы ИСД зачастили судебные исполнители.

Проблемы возникали  и с устройством ИСД. “Много ручного  управления и мало делегирования  было всегда, – говорит один из бывших сотрудников компании. – Когда  пришел кризис и нужно было постоянно принимать решения, это вышло боком”. Некоторые документы “зависали” в “высоких инстанциях” неделями. В конце концов, ИСД просто не повезло. Если бы кризис начался на пару лет позже, корпорация, возможно, была бы к нему лучше подготовлена. В конце 2009 г. Гайдук вышел из ИСД, а 50% компании досталось безымянным инвесторам из России, которые получили деньги на покупку его пакета у государственного Внешэкономбанка. На $3,5-миллиардный долг ИСД привлечение инвестиций пока не повлияло. Представитель одного из крупных кредиторов сказал Forbes, что нет ясности даже с ориентировочной датой реструктуризации долга. (Forbes.ua/Металл Украины, СНГ, мира)

 

    Зубова  сватают на должность министра  промполитики

12 января.   Кабинет министров одобрил кандидатуру Сергея Зубова на должность министра промышленной политики. Об этом заявил источник в правительстве. 
По его словам, кандидатура С.Зубова была согласована на одном из последних заседаний Кабмина. По данным источника, обсуждение кандидатуры состоялось, но неизвестно, было ли оформлено представление премьер-министра Президенту на назначение С.Зубова министром. 
Согласно закону о Кабмине, члены правительства, кроме премьера, назначаются Президентом по представлению премьера. 
В настоящее время С.Зубов является исполнительным директором обособленного подразделения “Атомкомплект” Национальной атомной энергогенерирующей компании “Энергоатом”. 
Как сообщалось, 19 сентября 2011 года Кабинет министров освободил С.Зубова от обязанностей члена правления Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”. 
С.Зубов с августа 2006 года по 1 июня 2010 года возглавлял дочернюю компанию Нафтогаза “Газ Украины”.    
МинПром

 

     “Горные машины” оснастят “под ключ” лаву входящего в ДТЭК шахтоуправления “Обуховское” в РФ

Киев. 11 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Крупный украинский производитель  горнодобывающего оборудования – компания “Горные машины”, объединяющая машиностроительные активы финансово-промышленной группы СКМ, оснастит механизированным забойным комплексом лаву на шахтоуправлении “Обуховское” (Ростовская обл., РФ), которое входит в состав ДТЭК (объединяет энергетические активы СКМ).

Согласно пресс-релизу НПК “Горные машины”, входящий в ее состав завод “Горловский машиностроитель” уже отгрузил очистную и проходческую технику для новой лавы, запуск которой в эксплуатацию состоится весной этого года.

В составе отгруженного оборудования – буропогрузочная машина (БПР), позволяющая увеличить темпы подготовительных горных выработок буровзрывным способом, и очистной комбайн УКД400, оборудованный системой дистанционного управления, которая обеспечивает безопасность шахтеров при работе в забое.

БПР предназначена для  погрузки горной массы, разрушенной буровзрывным способом, в вагонетки, на конвейер или в другие шахтные транспортные средства. Ее производительность – 3 куб. м в минуту при погрузке горной массы и 48 м/час при бурении.

Очистной комбайн УКД400 – усовершенствованная модель очистного  комбайна для тонких угольных пластов с безцепной электрической системой подачи с частотным регулированием.

Стоимость оборудования не уточняется.

В пресс-релизе отмечается, что на предприятиях НПК “Горные машины” в настоящее время изготавливается  и другое оборудование для новой лавы.

В частности, на Дружковском  машзаводе идет изготовление 172 секций механизированной крепи. Кроме этого, горнякам Ростовской области будут  поставлены лавный и штрековый конвейеры.

Новая лава длиной 260 м  и вынимаемой мощностью пласта 1,28 м, позволит добывать после выхода на плановые показатели не менее 1850 тонн угля в сутки.

Группа “Горные машины”, управляющей компанией которой  является НПК “Горные машины”, специализируется на производстве, комплексных поставках  и сервисном обслуживании оборудования для горнодобывающей отрасли.

В “Горные машины” входят ПАО “Дружковский машзавод”, АО “Горловский машиностроитель”, ПАО “Донецкий энергозавод”, ПАО “Донецкгормаш”, ЧАО “Криворожский завод горного  оборудования”, ОАО “Каменский  машиностроит