СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ>>>

 

ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ГМК УКРАИНЫ 08.10.2015  – 15.10.2015

    

ЭКОНОМИКА

 

            Осенняя реабилитация

15 октября, Ярослав Ярош, МинПром.  В августе 2014 года выплавка чугуна и стали в Украине рухнула более чем на 30% относительно показателей предыдущего месяца. После этого производство на год залегло на дно. Обратный отсчет пошел только в августе 2015, а сентябрь заставил поверить, что металлургическая отрасль действительно выныривает. Если дальнейшая осенняя реабилитация пройдет без сбоев, то 2015 год металлурги могут закончить примерно с теми же показателями, с которыми входили в 2014.

Не выпасть из десятки

В разрезе месяц к месяцу текущего и предыдущего годов в августе отечественная выплавка чугуна выросла на 22% , стали – на 9%, в сентябре показатели были еще выше – 32% и 14% соответственно. Радоваться, конечно, можно, но не сильно. Такая приятная для глаза статистика объясняется прежде всего низкой сравнительной базой. В августе-сентябре 2014 среднесуточные объемы выплавки были самими мизерными за последнее десятилетие, опускаясь ниже уровня в 50 тыс. тонн. Что ничуть неудивительно, поскольку в этот период на Донбассе полыхала война в самой острой своей фазе.

Спустя год, в сентябре 2015, показатель выплавки по чугуну достиг в Украине 67,8 тыс. тонн в сутки, а по стали – 68,7 тыс. тонн. Согласно прогнозам “Металлургпрома”, в октябре предприятиям ГМК вполне по силам преодолеть 70-тысячную планку. Но это только немного подсластит горькую пилюлю. Выход на довоенные, докризисные обороты откладывается на 2016 год. По производственным показателям он ожидается однозначно лучше 2015, но, возможно, все еще хуже 2014.

Видимое потребление стали в Украине в текущем году сократится на 27% – до 3,1 млн тонн. Такой прогноз дал председатель экономического комитета ассоциации Worldsteel Ганс Юрген Керкхофф, выступая на ее 49 ежегодной конференции, прошедшей 11-13 октября в Чикаго. По его оценкам, в 2016 году потребление в нашей стране может вырасти на 9%, до 3,4 млн тонн. Это не столь уж оптимистическая цифра, учитывая, что в 2014 году Украина потребляла 4,3 млн тонн стали, в 2013 году – более 5 млн тонн.

Принимавший участие в чикагской конференции Worldsteel генеральный директор группы “Метинвест” Юрий Рыженков в комментарии агентству “Интерфакс-Украина” объяснил, что спад потребления стал прямым следствием вооруженных действий на Донбассе и потери Крыма. “Из потребления выпало население полуострова с населением 2-3 млн человек, с достаточно активной строительной индустрией. Плюс к тому металлопотребляющий Донбасс в настоящее время фактически простаивает. Эти два фактора определяют падение”, – отметил менеджер. При этом он высказал надежду, что нижнюю точку падения украинская металлургия уже прошла. Мол, что должно было остановиться, уже остановилось. Но и в том, что теперь в отрасли пойдет стабильно восходящая динамика, 100-процентной уверенности у него пока нет. “Мы надеемся, что в Украине ситуация как минимум стабилизируется. Вопрос – развернется ли она в обратном направлении или будет стабильно плохо. Мы рассчитываем, что развернется в сторону роста”, – надеется Юрий Рыженков.

Ради справедливости стоит отметить, что в своем падении Украина не одинока. Ухудшившаяся рыночная конъюнктура привела к тому, что даже в более благополучных странах спрос на металл падает. В текущем году, согласно прогнозам Worldsteel, потребление стали в мире снизится на 1,5%. В 2016 ожидается рост, но совсем крошечный – на 0,7%. Примечателен и такой нюанс: в августе 2015 загрузка сталеплавильных мощностей на планете достигла минимума за последние 5 лет – 68%.

Украина тоже внесла свою лепту в это “достижение”, но не эксклюзивную. В Турции, например, августовское падение производства стали составило почти 12%, в США – почти 10% (месяц к месяцу 2015-2014), и это без всякой войны. Замедление темпов выплавки наблюдается в течение всего нынешнего года в большинстве стран из Топ-10 Worldsteel за исключением Индии, которая стабильно росла и уже вытеснила в этом рейтинге с третьего места Соединенные Штаты. Украина, несмотря на громадные потери объемов за последний год, в десятке удержалась. И теперь начинает сокращать отрыв от своих традиционных соседей по пелотону – Турции и Бразилии.

Скрытые резервы

Резерв для ускорения имеется достаточно большой. Во-первых, если начнется послевоенное отстраивание Донбасса, то это подхлестнет внутренний спрос на металлопродукцию. Во-вторых, еще далеко не всем меткомбинатам удается работать на полную мощность, особенно тем, над которыми недавно проносились снаряды. Например, августовско-сентябрьский рывок в национальной выплавке в значительной мере связан с тем, что в работу включился Алчевский меткомбинат корпорации ИСД. Так, в августе он выплавил 82 тыс. тонн чугуна, 90 тыс. тонн стали и 112 тыс. тонн проката, в сентябре – 80, 91 и 74 тыс. тонн соответственно. Эти месячные объемы примерно на треть выше июльских, тогда как в первом полугодии АМК вообще простаивал.

Но даже нынешние показатели для Алчевского комбината – это “маленькое пиво”. Потенциально он способен увеличить объемы выплавки в разы, но дислокация на оккупированной территории лишает предприятие многих возможностей. В частности, оно все еще не подключено к украинской энергосистеме, поэтому испытывает трудности с обеспечением электричеством. Оно ограничено в отправках продукции на экспорт, поэтому ориентируется в основном на рынок России и на обеспечение полуфабрикатом других комбинатов из семьи ИСД. Ввиду всего перечисленного на АМК до сих пор не запущена в эксплуатацию вторая доменная печь, а местные сталевары работают не в полную смену.

Сходные проблемы у еще одного гиганта отрасли – Енакиевского метзавода, также географически находящегося на неподконтрольных Украине территориях, хотя и сменившего юридическую прописку на Мариуполь. Данные обстоятельства мешают обеспечить его полную загрузку, отражаясь и на производственных, и на финансовых показателях. Сейчас загруженность цехов ЕМЗ составляет всего 50-60% от его потенциала.

В условиях, когда стабилизации на востоке страны очень хочется, но до конца в нее еще не верится, роль драйверов в восстановлении ГМК и дальше приходится играть производителям, расположенным подальше от зоны боев. “Запорожсталь” с этой ролью справляется вполне. За 9 месяцев 2015 года комбинат нарастил выпуск чугуна на 8%, проката и стали – на 1,5%. ArcelorMittal Кривой Рог в текущем году работает не столь ровно. Летом месячное производство на АМКР упало примерно до 400 тыс. тонн, но в сентябре комбинат приободрился и вернулся на стандартный для себя уровень, выдав 512 тыс. тонн стали.

В объединении “Металлургпром” считают, что в случае сохранения перемирия на Донбассе и начала масштабных восстановительных работ в регионе уже в декабре среднесуточное производство стали в стране может превысить уровень в 80 тыс. тонн. Примерно такой месячный тоннаж выпускала украинская металлургия в первом квартале 2014. Правда, в период 2010-2013 годов этот показатель тяготел к 90 тыс. тонн на месяц. Возврат в это русло – задание на следующий урок. И эту миссию нельзя назвать невыполнимой.

По мнению главного экономиста Альфа-Банка (Украина) Алексея Блинова, металлургическая отрасль и связанные с ней производства – коксохимическое, железорудное, железнодорожные перевозки – в условиях все еще падающей экономики демонстрируют впечатлительный рост по сравнению с временами полномасштабной войны. Поэтому возобновление докризисных объемов производства или хотя бы существенное приближение к ним возможны уже в следующем году. А вот восстановление потребительского спроса займет, по оценкам эксперта, больше времени. Он будет оставаться слабым и в 2016 году. А, значит, сбыт готовой продукции металлургам может обеспечить только укрепление их позиций на экспортных рынках.

 

            Украина за 9 мес.-2015 снизила валютную выручку от экспорта черных металлов на 38,6%

Киев. 13 октября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Металлургические предприятия Украины в январе-сентябре 2015 года сократили поступления от экспорта черных металлов на 38,6% по сравнению с январем-сентябрем 2014 года – до $6 млрд 396,17 млн.

Согласно таможенной статистике, обнародованной Государственной фискальной службой в понедельник, на черные металлы за указанный период пришлось 22,72% общего объема поступлений от экспорта товаров против 24,75% за девять месяцев прошлого года.

В сентябре 2015 года поступления от экспорта черных металлов составили $682,34 млн, тогда как в предыдущем месяце – $652,49 млн.

При этом Украина за девять месяцев 2015 года снизила импорт аналогичной продукции на 47,6% — до $522,92 млн, в том числе в сентябре импорт составил $67,36 млн.

Кроме того, Украина в январе-сентябре текущего года сократила экспорт металлоизделий на 47,8% – до $704,75 млн. В том числе в сентябре их поставлено на $66,89 млн.

За этот период импорт металлоизделий упал на 43,6% – до $361,23 млн, в том числе в сентябре импортировано на $45,46 млн.

Как сообщалось, Украина в 2014 года сократила валютную выручку от экспорта черных металлов на 9,7% – до $12 млрд 929,07 млн. На черные металлы пришлось 23,92% общего объема поступлений от экспорта товаров против 22,63% за 2013 год. При этом Украина в прошлом году сократила импорт этой продукции на 41,7% – до $1 млрд 299,995 млн.

Кроме того, Украина за 2014 год снизила экспорт металлоизделий на 34,1% – до $1 млрд 706,87 млн. Импорт металлоизделий сократился на 30% – до $843,73 млн.

 

            Запорожсталь в ожидании кредита

13 октября, Василий Январев, МинПром.  Второй по объемам производства в Украине металлургический комбинат “Запорожсталь” инвестирует в модернизацию мощностей и экологические проекты. В планах запорожских металлургов – масштабный проект по строительству конвертерного цеха, но препятствием на пути его реализации стала негативная общеэкономическая ситуация в стране.

В текущем году МК “Запорожсталь” вышел на исторический максимум по производству. За первые 9 месяцев 2015 года запорожские металлурги увеличили производство стали и проката на 1,5% и 1,4% по сравнению с АППГ, до 2,979 млн тонн и 2,546 млн тонн соответственно. Производство же чугуна на предприятии увеличилось почти на 9%, до 2,778 млн тонн, в связи чем на меткомбинате наблюдается небольшой излишек продукции первичного передела. Как рассказал генеральный директор предприятия Ростислав Шурма, ежегодно “Запорожсталь” реализует на внешних рынках 100-150 тыс. тонн товарного чугуна, отправляя его главным образом турецким, итальянским и американским потребителям. Кроме того, небольшие партии данного товара поставлялись в Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Успешно торговать чугуном на внешних рынках предприятию помогает проведенная модернизация доменной печи №4. По словам Р.Шурмы, себестоимость производства чугуна на ней составляет менее 170 долл./тонн.

Впрочем, товарный чугун для “Запорожстали” далеко не основной продукт. Меткомбинат специализируется главным образом на выпуске горячекатаного и холоднокатаного рулона и листа. Несмотря на падение цен на данную продукцию в среднем до 300 долл./тонн, предприятие работает с прибылью. Как рассказал Р.Шурма, на сегодняшний день EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации) “Запорожстали” составляет 250 млн долл. и по итогам года ожидается на уровне 300 млн долл.

Опустившиеся до 12-летнего минимума цены на металлургическую продукцию – не единственная проблема “Запорожстали”. Есть целый букет внутриукраинских проблем. В первую очередь – это неудовлетворительное возмещение налога на добавленную стоимость. Как рассказал генеральный директор Метинвеста Юрий Рыженков, несмотря на наблюдающуюся тенденцию к улучшению, когда задолженность государства по возмещению НДС перед предприятиями группы по состоянию на 1 октября снизилась до 2 млрд грн., на “Запорожстали” дела обстоят с точностью до наоборот. Два месяца назад предприятие было отключено от системы автоматического возмещения НДС и общая задолженность государства превысила 850 млн грн.

Кроме того, остро стоит вопрос и с обеспечением металлоломом, который предприятие ежемесячно закупает в объеме 30-35 тыс. тонн. Металлурги аккуратно критикуют позицию Министерства экономического развития и торговли в отношении экспорта лома, называя ее не совсем продуманной. Как отметил Р.Шурма, в отличие от металлолома, готовый прокат тяжело продать на многие рынки, в частности на американский, который полностью закрыт антидемпингом. “Поскольку мы не можем продать на этих дорогих рынках достаточно проката, то мы и не можем предложить такую же цену за лом, как производители из этих стран. И поэтому украинские производители оказываются в неравных условиях с теми производителями металла, которые могут продавать свой продукт на более дорогих и эффективных рынках”, – отметил гендиректор “Запорожстали”.

А Ю.Рыженков обратил внимание на то, что почти все металлопроизводящие страны в той или иной мере ограничивают экспорт металлолома. “Это делается осознанно, так как подобные меры оставляют сырье в стране и позволяют экспортировать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Чаще всего это экспортные пошлины, которые разрешены условиями ВТО. Хуже вариант с квотами из-за его непрозрачности”, – подчеркнул гендиректор Метинвеста.

Вызванное экономическим кризисом и войной на Донбассе снижение металлопотребления в Украине также оказывает негативное влияние на работу меткомбината. По итогам первого полугодия на внутреннем рынке “Запорожсталь” продала всего 18% производимого проката, хотя в докризисные времена этот показатель иногда достигал 35%. Сегодня главные рынки сбыта – Европейский Союз и страны Ближнего и Среднего Востока, на которые приходится по 29% отгрузки.

Вызывают опасения металлургов и периодически звучащие заявления со стороны представителей Укрзализныци и Министерства инфраструктуры о необходимости в очередной раз повысить тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. По мнению Ю.Рыженкова, очередное повышение тарифов убьет украинскую металлургию. Топ-менеджер обратил внимание на то, что сегодня цены на металлопродукцию находятся на уровне 2003 года, а цены на ЖРС – на уровне 2004 года. В то же время в пересчете на доллары тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом выше, чем он был в 2003-2004 годах. “Сегодня, учитывая давление внешнего рынка, нельзя не принимать во внимание данный фактор при планировании ж/д тарифа Укрзализныци. Поэтому это наш посыл Укрзализныце и Министерству инфраструктуры. Давайте смотреть на рыночную ситуацию, сможет ли клиент заплатить тот ж/д тариф, который они хотят получить?”, – отметил гендиректор Метинвеста, добавив, что очередное повышение тарифов может оставить железнодорожников без дохода, поскольку платить их будет просто некому.

В сложившихся неблагоприятных условиях возможность успешно конкурировать на внешних рынках “Запорожсталь” получила благодаря мерам экономии и внедренным ранее энергоэффективным мероприятиям. В частности, в 2014 году “Запорожсталь” заместила в прокатных цехах природный газ коксовым, что позволило экономить 12,3 млн куб. м газа в год. Еще 6,5 млн куб. м годовой экономии голубого топлива дало снижение расхода природного газа при продувке ванны кислородом в мартеновских печах, а внедрение индивидуальных режимных карт для сталеплавильных печей позволяет снизить расход газа еще на 4,8 млн куб. м. В целом за последние три года предприятие снизило расход природного газа на 38%, до 17,1 млн куб. м в месяц. Также за данный период “Запорожсталь” снизила потребление электроэнергии на 7%, до 94,2 млн кВт в месяц, а расход металлошихты с ферросплавами – на 47,3 кг/тонн.

Кроме того, меткомбинат смог сэкономить на перевозках, перенаправив более половины экспортных отгрузок через Запорожский речной порт. “Металл грузится на судна в Запорожском речном порту, который находится в 4 км от нашего комбината, и без перегрузов доезжает до нашего клиента во всем Черноморском регионе и частично в Средиземноморском регионе”, – рассказал гендиректор предприятия. По словам Р.Шурмы, использование речного пути позволило снизить логистические затраты на 3-10 долл./тонн и сократить срок поставки продукции клиентам на 20 суток. “Запорожсталь” надеется, что в текущем году срок перевозки по реке будет увеличен – с Министерством инфраструктуры достигнута договоренность о том, что речные грузы будут возить не до нормативного срока окончания навигации, а до момента непосредственного замерзания Днепра.

Тем не менее не все инвестиции меткомбината нацелены на снижение себестоимости производства. Некоторые из них имеют исключительно экологическую направленность. Так, на “Запорожстали” уже проведена реконструкция первых двух агломашин и сегодня ведутся работы на агломашинах №3-6. Модернизация всех газоочистных систем аглофабрики потянет на 850 млн грн. и позволит снизить выбросы меткомбината на 45%. На экологию во многом была направлена и законченная в прошлом году линия соляно-кислотного травления стоимостью в 890 млн грн. После ее запуска выбросы паров серной кислоты в атмосферу и сбросы промышленных вод от цеха холодной прокатки в Днепр были полностью прекращены. В целом за минувшие три года меткомбинат инвестировал в развитие 2,7 млрд грн., а в текущем году предприятие планирует направить на проекты модернизации 1,63 млрд грн.

В планах у запорожских металлургов и масштабная модернизация сталеплавильного производства, которая предусматривает строительство нового конвертерного цеха с литейно-прокатными модулями мощностью 5 млн тонн. Базовый инжиниринг проекта стоимостью 8,5 млн евро уже выполнен компаниями Primetals Technologies и SMS Siemag. Кроме того, “Запорожсталь” подписала контракт с Primetals Technologies, ГП “Укргипромез” и УкрНТЦ “Энергосталь” на выполнение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации стоимостью 100 млн грн., которые должны быть закончены до конца текущего года. Началась и подготовка строительной площадки в балке Маркусовой, с которой вывезено 300 тыс. тонн породы и материалов.

На предприятии рассчитывают, что реализация данного проекта позволит существенно снизить себестоимость продукции – на 30-50 долл./тонн, а также расширить продуктовый портфель в толщинах. В частности, толщина производимого проката составит от 0,8 до 22 мм (сегодня от 1,8 до 8 мм), а его максимальная ширина увеличится с нынешних 1500 мм до 1800 мм. Замена мартенов на конвертеры даст возможность производить высокопрочные марки стали, что дает перспективу выхода в новые сегменты рынка, в том числе автомобилестроение. Но и объем работ предстоит немалый. Как рассказал И.Шурма, во время строительных работ планируется уложить 0,5 млн куб. м бетона и смонтировать 100 тыс. тонн металлоконструкций. “Это приблизительно 3,5-4 года активных строительно-монтажных работ”, – сказал он.

Но сегодня вопрос упирается в деньги. Общая стоимость проекта оценивается в 1,3 млрд долл., в том числе стоимость основного технологического оборудования составляет 420 млн долл. Финансировать такой проект только из собственной прибыли предприятия практически невозможно, и единственный способ – привлечь финансирование через экспортно-кредитные агентства. По словам Р.Шурмы, у меткомбината были предварительные договоренности с экспортно-кредитными агентствами. “Но из-за событий последних полутора лет все кредитные агентства приняли решение: кредитный лимит на Украину – ноль”, – посетовал топ-менеджер.

“Перспективы этого проекта зависят в первую очередь от общеэкономической и общеполитической ситуации в Украине. Для того чтобы его реализовать, нам нужны огромные кредитные ресурсы, потому что срок окупаемости этого проекта составляет десятки лет. Мы не можем себе позволить взять кредит под 20% годовых, нам нужен кредит под 3-4, максимум под 5% годовых”, – подчеркнул Р.Шурма.

Тем не менее на предприятии готовы приступить к работам, как только экспортно-кредитные агентства созреют для переговоров о выделении финансирования. Видимо, с целью облегчить будущий диалог с финансистами на меткомбинате подчищают долги. Как рассказал Р.Шурма, на сегодняшний день предприятие закрыло все обязательства перед экспортными кредитными агентствами, а коэффициент отношения долга к EBITDA составляет 0,45.

По мнению металлургов, вложения в модернизацию крайне необходимы сегодня, чтобы иметь возможность работать завтра. “Есть один путь, чтобы выжить – инвестировать активно, иначе через 3-5 лет предприятия потеряют конкурентоспособность на мировом рынке”, – подчеркнул Р.Шурма, добавив, что если кредитное окно для отечественных производителей не откроется в ближайшее время, то последствия могут быть печальными для всей экономики Украины.

 

            Суд начал банкротство “Червоноградской обогатительной фабрики” – Демчишин

Киев. 12 октября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Суд начал банкротство единственной в западном регионе “Червоноградской обогатительной фабрики” (Львовская обл.) по иску Государственной фискальной службы Украины (ГФС), сообщил журналистам министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин на пресс-конференции в Киеве в понедельник.

Он отметил, что на фабрике зафиксирована пропажа (недостача) 30 тыс. тонн угля принадлежащего ГП “Львовуголь”, 10 тыс. тонн принадлежащих ГП “Волыньуголь”, предприятие задолжало 25 млн грн собственному персоналу, хотя с ним полностью рассчитались госзаказчики.

“Есть фундаментальная проблема и с собственниками, которые долго время недофинансировали фабрику, есть проблема с ее техническим состоянием”, – сказал министр.

В.Демчишин подчеркнул, что работа “Червоноградской обогатительной фабрики” является условием для нормальной отгрузки продукции “Львовуглем” и “Волыньуглем”, поэтому решение проблемы должно быть найдено в ближайшее время.

Министр отметил, что поддерживает скорейшие завершение банкротства предприятия или возврата в госсбоственность.

На сегодня государство владеет пакетом в 38% акций “Червоноградской обогатительной фабрики”.