ЭКОНОМИКА
Рельсы раздора: куда Укрзализныця тянет украинскую экономику
16 августа, Build Portal. Роль железной дороги в Украине огромна – она обеспечивает большую половину украинских перевозок. Блокада портов Бердянска и Мариуполя со стороны РФ еще больше усилит зависимость нашей страны от «железки». Готова ли она к таким вызовам? Дефицит локомотивов и вагонов, изношенность путей, слабый менеджмент и постоянные скандалы превращают «Укрзализныцю» (УЗ) в могильщика украинской экономики. Так, 13 августа в СМИ появилась информация о том, что руководители профильных промышленных ассоциаций обратились с письмом к премьер-министру Владимиру Гройсману, первому вице-премьеру – министру экономического развития и торговли Степану Кубиву, вице-премьеру Владимиру Кистиону, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и главе «Укрзализныци» Евгению Кравцову, в котором указывали, что за последний год бизнес почувствовал значительные негативные последствия повышения стоимости грузовых железнодорожных перевозок. Это стоило украинской промышленности только за период с ноября 2017 года по июль 2018-го почти 19 млрд грн дополнительно.
По общей протяженности железнодорожных путей Украина занимает 14-е место в мире и 4-е в Европе.
Увы, но УЗ, являясь интегральной и даже несущей частью нашего государства, сегодня болеет характерными для всей экономики проблемами. В 2016 году УЗ впервые за всю свою историю не смогла обеспечить выполнение заявок грузоотправителей и планов по погрузке экспортных грузов.
Потери металлургов. С начала 2018 года ж/д перевозки руды в направлении Европы значительно сократились, ежемесячные перевозки снизились на 400 000 тонн – более 17 % с начала года. Это в свою очередь привело к значительному росту запасов готовой продукции на складах предприятий, замедлению роста объема производства, потере сотен миллионов долларов валютной выручки.
Украинские металлурги инвестировали в модернизацию своих мощностей, и сейчас имеют возможность производить более качественный и дорогой товар, концентрат и окатыши с высоким содержанием железа. Такой товар неинтересен Китаю, но уже удовлетворяет потребности европейского рынка. Но опять все упирается в узкую горловину возможностей УЗ.
Неоднократные жалобы на УЗ поступают, например, от Ингулецкого горно-обогатительного комбината. В конце 2017 года, по словам генерального директора предприятия Александра Герасимчука, с начала ноября месяца они недогрузили в адрес покупателей, в том числе и зарубежных, 81 000 тонн товарной продукции. При этом и сама УЗ недополучила более 8,4 млн грн. Нехватка составляла 1165 полувагонов.
В мае 2017 года генеральный директор Мариупольского металлургического комбината Юрий Зинченко сообщил, что предприятие вынуждено было на сутки остановить доменную печь из-за невозможности получить отгруженный кокс. А всего за последний год предприятию по прямому маршруту недовезли более 6 млн тонн сырья. Это около 1 млн тонн недопроизведенного чугуна и около 1 млн тонн чугуна, произведенного с неконкурентоспособной себестоимостью из-за использования длинного плеча доставки с использованием морского транспорта.
Среди традиционно страдающих от неповоротливости УЗ предприятий металлургии – «Запорожсталь», Новотроицкое РУ, СевГОК, ИнГОК, ММКИ.
Из-за дефицита у компании вагонов и топлива украинские металлургические комбинаты Украины в 2016 году выпустили на 5 млн тонн стали меньше плана. Госбюджет потерял, по оценкам экспертов, 50 млрд грн.
Консолидированная позиция экспортеров отразилась в совместном письме на имя Владимира Гройсмана в 2016 году. Как говорится в обращении, дефицит грузовых вагонов ставит под угрозу работу ключевых отечественных отраслей. По мнению авторов документа, такая ситуация сложилась благодаря искусственно созданному длительному простою вагонов. Сегодня вследствие нехватки подвижного состава, запчастей и дизельного топлива дефицит полувагонов составляет 13 000 единиц.
Невыполнение УЗ планов по перевозкам сырья и цемента уже привело к закрытию двух заводов «Дикергофф Цемент Украина».