ЭКОНОМИКА
Украина в феврале нарастила выплавку стали к февралю-2018 на 5%, сохранила 13-е место в рейтинге Worldsteel
Киев. 27 марта. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Украина по итогам работы металлургических предприятий в феврале 2019 года нарастила производство стали на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года – до 1,689 млн тонн, сохранив 13-е место в рейтинге 64 стран – основных мировых производителей этой продукции, составленном Всемирной ассоциацией производителей стали (Worldsteel).
В феврале зафиксировано снижение выплавки стали к февралю-2018 в большинстве стран первой десятки, кроме Китая, Индии, США и Южной Кореи.
Первая десятка стран-производителей стали по итогам февраля выглядит следующим образом: Китай (70,988 млн тонн, рост на 9,2%), Индия (8,738 млн тонн, рост на 2,3%), Япония (7,743 млн тонн, падение на 6,6%), США (6,896 млн тонн, рост на 4,6%), Южная Корея (5,471 млн тонн, рост на 1,1%), РФ (5,230 млн тонн, падение на 4,4%), Германия (3,120 млн тонн, падение на 9,4%), Бразилия (2,662 млн тонн, падение на 1,7%), Турция (2,635 млн тонн, падение на 12,5%) и Италия (2,046 млн тонн, падение на 2,7%).
Далее следуют Иран (2,015 млн тонн, рост на 21,7%), Тайвань (КНР, 1,815 млн тонн, рост на 22,5%) и Украина (1,689 млн тонн, падение на 0,4%).
В целом в феврале 2019 года 64 страны произвели 137,274 млн тонн стали, что на 4,1% выше февраля-2018.
За январь-февраль 2019 года в первую десятку вошли: Китай (149,581 млн тонн, рост на 9,2%), Индия (17,921 млн тонн, рост на 0,1%), Япония (15,885 млн тонн, падение на 8,3%), США (14,414 млн тонн, рост на 6,9%), Южная Корея (11,849 млн тонн, рост на 1,1%), РФ (11,020 млн тонн, падение на 4,5%), Германия (6,575 млн тонн, рост на 0,5%), Турция (5,203 млн тонн, падение на 16,1%), Бразилия (5,595 млн тонн, рост на 0,5%) и Иран (4,245 млн тонн, рост на 7,6%).
На 11-м месте – Италия (4,005 млн тонн, падение на 3,1%), на 12-м – Тайвань (КНР, 3,825 млн тонн, рост на 15,8%) и на 13-м – Украина (3,539 млн тонн, падение на 0,4%).
За два месяца 2019 года 64 страны произвели 287,609 млн тонн стали, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как сообщалось, по итогам 2018 года в первую десятку вошли: Китай (928,264 млн тонн, рост на 6,6%), Индия (106,463 млн тонн, рост на 4,9%), Япония (104,328 млн тонн, падение на 0,3%), США (86,698 млн тонн, рост на 6,2%), Южная Корея (72,463 млн тонн, рост на 2%), РФ (71,680 млн тонн, рост на 0,3%), Германия (42,440 млн тонн, падение на 2%), Турция (37,312 млн тонн, падение на 0,6%), Бразилия (34,735 млн тонн, рост на 1,1%) и Иран (25 млн тонн, рост на 17,7%).
На 11-м месте – Италия (24,475 млн тонн, рост на 1,7%), на 12-м – Тайвань (КНР, 23,230 млн тонн, рост на 3,5%) и на 13-м – Украина (21,1 млн тонн, падение на 1,1%).
За 2018 год 64 страны произвели 1 млрд 789,612 млн тонн стали, что на 4,5% больше, чем за 2017 год.
Кабмин намерен упростить операции с металлоломом на 9-м спецзаседании по дерегуляции
Киев. 27 марта. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Кабинет министров Украины намерен отменить или внести изменения в ряд существующих нормативных документов, определяющих операции с ломом черных металлов, с целью упрощения транзакций и приведениях их к современным реалиям.
Премьер-министр Владимир Гройсман поручил Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ) совместно с выступившим по проблемам этой подотрасли на заседании правительства в среду депутатом от “Самопомичи” Александром Опанасенко отработать и предложить конкретные решения для правительства для урегулирования острых вопросов и наполнения бюджета.
Проекты решений будут рассмотрены на 9-м заседании правительства по дерегуляции.
На заседании Кабмина в среду А.Опанасенко подверг критике проголосованный 28 февраля 2019 года Верховной Радой, но не подписанный президентом, законопроект №9474 о повышении вывозной пошлины на лом черных металлов до EUR58 с EUR42 за тонну и продлении ее действия еще на два года.
По его словам, правительству нужно определить, какой уровень экспортных пошлин необходим для поддержки металлургов, “так как есть тонкая граница между поддержкой и лоббированием интересов крупных финансово-промышленных групп (ФПГ)”.
При этом депутат отметил, что при введении вывозных пошлин цены на данный товар, в данном случае на лом, на внутреннем рынке фактически снижаются на размер пошлин.
“И ФПГ покупают этот актив в десятках и сотнях предприятий всех форм собственности, начиная с “Укрзализныци”, по сниженным ценам. Цена вопроса по 2018 году – более 5 млрд грн”, – полагает он.
А.Опанасенко предложил определить экономически обоснованный уровень пошлин, чтобы, с одной стороны, воспрепятствовать возможным будущим ценовым инициативам депутатов повысить их еще больше, с другой стороны – разблокировать процесс подписания закона.
Парламентарий также указал на отрицательные моменты трансфертного ценообразования, позволяющие избегать налогообложения и выводить прибыль в оффшоры. Он выступил за создание аналитического центра, который бы анализировал ситуацию на уровне Минфина при подготовке решений правительства и законопроектов в парламенте.
Кроме того, депутат сообщил о многочисленных жалобах участников рынка металлолома на устаревшие нормативные акты, связанные с процессом оборота лома в Украине.
В ходе обсуждение поднятых проблем министр финансов Оксана Маркарова сообщила о создании нового департамента по трансфертному ценообразованию, добавив, что эта тема для министерства является одной из приоритетных.
В свою очередь, первый замминистра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов сообщил о готовности выполнить поручения премьера, добавив: в министерстве создана рабочая группа по металлолому, а по поднятым депутатом вопросам есть сотни жалоб. МЭРТ готовится к 9-му дерегуляционному заседанию Кабмина, на который будут вынесены вопросы по дерегуляции рынка металлолома.
Как сообщалось, ВР 28 февраля 2019 года приняла за основу и в целом закон об уменьшении дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке (№9474), повысив пошлину на экспорт лома с EUR42 до EUR58 за тонну и продлив ее действие на два года. За закон проголосовали 234 народных депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. Закон еще не подписан президентом.
Украина при вступлении в ВТО в 2008 году обязалась в течение шести лет сократить пошлину на экспорт лома до EUR10 за тонну.
В ВР 1 марта 2019 года зарегистрирован проект постановления №9474-П1 об отмене проголосованного парламентом законопроекта №9474 – проект постановления внесен депутатом от “Самопомичи” А.Опанасенко. В пояснительной записке к документу отмечается, что в связи с введением в действие закона №9474 “будет утрачен баланс интересов всех участников рынка и будут искривлены экономические отношения”.
С 15 сентября 2016 года экспортная пошлина на металлолом согласно принятому Радой в июле закону была повышена с EUR10/тонна до EUR30/тонна, а весной 2018 года – до EUR42/тонна. Учитывая положительные результаты действия металлургического закона и производственную необходимость предприятий, действие закона было продлено еще на год.
Evraz продает 1% украинского Южного ГОКа своим акционерам за $32 млн
Москва. 27 марта. ИНТЕРФАКС – Evraz продает своим акционерам 1% украинского Южного ГОКа, реализуя соответствующий пут-опцион, сообщила компания в среду.
Сумма сделки – $32,3 млн, покупателем выступает Lanebrook Limited (принадлежит совладельцам Evraz Роману Абрамовичу, Александру Абрамову, Александру Фролову).
Evraz приобрел около 1% Южного ГОКа за $38 млн в 2008 году и тогда же получил опцион на продажу этой доли обратно Lanebrook. В январе 2014 года Evraz продал Lanebrook 0,14% Южного ГОКа за $6 млн. По состоянию на конец 2018 года у Evraz в составе дебиторской задолженности в рамках опционов значилась сумма к получению $32 млн.
Южный ГОК – предприятие по добыче и обогащению железной руды. Evraz продает Южному ГОКу стальную продукцию и покупает у него железную руду.
В 2018 году Южный ГОК произвел 12,2 млн тонн концентрата и 1,7 млн тонн агломерата.
Основными акционерами Южного ГОКа являются “Метинвест” и Lanebrook.
Р.Абрамович, А.Абрамов и А.Фролов – крупнейшие акционеры Evraz. Ранее бизнесмены владели долями в Evraz через Lanebrook, однако в прошлом году перераспределили доли по разным структурам.
Харьковский коксовый завод завершил 2018г с убытком 90 млн грн против прибыли годом ранее
Киев. 27 марта. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – ЧАО “Харьковский коксовый завод” (ХКЗ) завершило 2018 год с чистым убытком в размере 89,998 млн грн, тогда как по итогам 2017 года получило чистую прибыль 2,081 млн грн.
Согласно информации к повестке назначенного на 25 апреля текущего года годового собрания акционеров, непогашенный убыток предприятия к концу года составил 57,899 млн грн.
В прошлом году завод сократил текущие обязательства на 40,6% – до 288,708 млн грн, долгосрочные отсутствуют.
Дебиторская задолженность снизилась на 48,5% – до 224,982 млн грн.
Активы компании в прошлом году снизились на 58,8% – до 261,758 млн грн, основные средства упали до 411 тыс. грн со 157,269 млн грн на конец 2017 года.
ЧАО “Харьковский коксовый завод” производит кокс.
По данным НДУ на третий квартал 2018 года, в собственности ООО “Аромасервис” (Харьков) находится 50,5215% акций завода, компании Carbo Trading Limited (Кипр) – 49,4785% акций.
Уставный капитал ЧАО “ХКЗ” составляет 32,6 млн грн, номинал акции – 10 тыс. грн.
Объем промышленной продукции Донецкой области в январе—феврале 2019 года увеличился на 1,9%
27 марта, дайджест УКРРУДПРОМ. [ Главное управление статистики в Донецкой области, 25 марта 2019 ]
В феврале объем продукции был на 2,9% больше, чем в феврале 2018 года, однако на 8,6% меньше, чем в январе 2019 года.
Промышленное производство Донецкой области (без учета части временно оккупированной территории) в январе—феврале 2019 года по сравнению с январем—февралем предыдущего года выросло на 1,9%. В феврале объем продукции был на 2,9% больше, чем в феврале 2018 года, однако на 8,6% меньше, чем в январе 2019 года.
Среди основных видов промышленной деятельности региона в январе—феврале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем произведенной продукции увеличился в производстве химических веществ и химической продукции на 3,1%, машиностроении — на 6,6%, текстильном производстве, производстве одежды, кожи, изделий из кожи и других материалов — на 7,1%, добывающей промышленности и разработке карьеров — на 12,8% (в том числе в добыче каменного угля — на 21,3%).
Уменьшился по сравнению с январем—февралем 2018 года выпуск продукции в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 0,8%, производстве резиновых и пластмассовых изделий, другой неметаллической минеральной продукции — на 2,3%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — на 3,3%, производстве кокса и продуктов нефтепереработки — на 5,9%, производстве, поставке и распределении электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха — на 11,5%.
На динамику производства в феврале по сравнению с январем повлияло меньшее количество календарных дней, особенно в отраслях с непрерывным производственным процессом. К тому же на производстве кокса сказалось уменьшение поставок угля для коксования, а генерация электроэнергии зависела от нагрузки мощностей тепловых электростанций в единой энергосистеме страны. Февральский выпуск продукции сократился по сравнению с предыдущим месяцем в машиностроении на 0,5%, производстве химических веществ и химической продукции — на 1,5%, производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — на 3,5%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — на 6,4%, добыче каменного угля — на 9,5%, производстве кокса и продуктов нефтепереработки — на 13,8%, производстве, поставке и распределении электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха — на 30,2%.
Добыча рядового угля в январе—феврале 2019 года по сравнению с январем—февралем предыдущего года выросла на 18,4% и составила 2,2 млн.т. Объем каменного угля, включающего отгруженный рядовой уголь и продукты обогащения, составил 1,9 млн.т, что по сравнению с январем—февралем 2018 года больше на 26,2%. В феврале по сравнению с предыдущим месяцем объем каменного угля уменьшился на 8,7%, в том числе для коксования — на 13,6%.
Производство кокса в январе—феврале 2019 года, составив 820,3 тыс.т, уменьшилось по сравнению с январем—февралем 2018 года на 5,8%, а в феврале по сравнению с предыдущим месяцем — на 14,1%.
Выплавка чугуна в январе—феврале 2019 года составила 1,3 млн.т, что на 10,6% меньше, чем год назад. Выплавка стали, составив также 1,3 млн.т, по сравнению с январем—февралем 2018 года увеличилась на 0,2%. Выпуск горячекатаного листового проката в январе—феврале 2019 года по сравнению с январем—февралем предыдущего года вырос на 11,3%, а холоднокатаного — уменьшился на 1,8%.
Производство электроэнергии в январе—феврале 2019 года составило 2,6 млрд.кВт·час, что по сравнению с январем—февралем 2018 года меньше на 11,8%.
Что даст «Укрзалізниці» повышение тарифов на грузовые перевозки
27 марта, мнения ГМК-Центр, Владимир Наумов, глава организации «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры».
Повышением грузовых тарифов «Укрзалізниця» компенсирует свои убытки
Государственная регуляторная служба Украины одобрила решение об индексации тарифов на железнодорожные грузоперевозки на 14,2% с 1 апреля 2019 года. Соответствующий приказ Министерства инфраструктуры вступит в силу после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в издании «Урядовий кур’єр».
Оправдано ли повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в соответствии с повышением цен на промышленные товары? Думаю, да. Все должны работать в конкурентных условиях. «Укрзалізниця», в свою очередь, не обязана перевозить грузы в 1,5-2 раза дешевле, чем на частных вагонах.
Тем не менее возникает ряд важных вопросов.
1. Как формируется тариф?
Никто не может сказать, какие расчеты заложены в тарифах «Укрзалізниці». Компания не разделяет затратные части своей деятельности: локомотивное хозяйство, инфраструктуру, подвижной состав, управление. В январе 2016 года, когда «Укрзалізниця» стала публичным акционерным обществом, должно было начаться реформирование отрасли, но 3 года спустя – в 2019-м – воз, по сути, и ныне там.
Для прозрачного тарифообразования нужно создать независимый орган по принципу НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), который будет заниматься тарифами в сфере транспорта. Пока такого органа нет. Хотя согласно утвержденной Кабмином стратегии корпоратизации «Укрзалізниці» его должны были создать. До появления такой структуры повышение тарифов – ответственность исключительно «Укрзалізниці» и органа, который подписывает соответствующее решение.
2. Как расходуются средства?
Грузовые перевозки – основная статья доходов «Укрзалізниці». С конца 2015-го – начала 2016 года объемы грузовых отправок по железной дороге постоянно снижаются. Согласно статистике, среднесуточный объем перевезенных грузов снизился более чем на 160 тыс. т по отношению к началу 2016 года. Учитывая, что перевозка 1 т груза в среднем приносит свыше 400 грн, то в сутки «Укрзалізниця» теряет порядка 60 млн грн. В годовом пересчете убытки достигают 20 млрд грн.
Ключевая причина потерь грузовых перевозок – низкая клиентоориентированность «Укрзалізниці». УЗ не улучшает сервис для своих клиентов – грузоотправителей и грузополучателей. Не оптимизирует логистику. Не сокращает срок оборачиваемости вагона. Наоборот, за последнее время оборот вагонов увеличился с 8 дней до 12. У некоторых зернотрейдеров эта цифра достигает 21 дня. То есть 21 день груз преодолевает 400 км.
Если бы «Укрзалізниця» на 20% улучшила логистику, то имела бы на 20% больше вагонов, перевезла бы на 20% больше грузов и получила бы на 20% больше доходов. Эти средства можно было бы вложить в дальнейшую модернизацию, благодаря чему еще больше повысить объемы перевозок и, соответственно, нарастить доходы.
Вместо этого «Укрзалізниця» увеличивает тарифы, большая часть которых уходит на компенсацию растущих расходов. Пока УЗ убыточна, любые повышения тарифов будут «съедаться» ее убытками. Нагрузка от удорожания перевозок при этом ложится исключительно на бизнес. А значит, в итоге она ложится на конечного потребителя.
Заключение
«Укрзалізниці» нужно серьезно заняться финансово-хозяйственной деятельностью, улучшить свой сервис – увеличить оборот вагонов, поднять количество грузовых перевозок, вернуть груз с автомобильных дорог на железную дорогу. Чем больше «Укрзалізниця» перевезет грузов, тем больше получит доходов. Чем меньше перевезет грузов, тем меньше получит валового дохода и тем больше расходов ей придется компенсировать за счет других статей дохода.