ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНА ГМК 03.10.2013 – 09.10.2013г.
“Укравтопром” намерен сотрудничать с реализующей проект создания шредерной площадки компанией “Укрферрум”
Киев. 9 октября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Ассоциация украинских автопроизводителей “Укравтопром” и компания по утилизации и переработке отходов металлов “Укрферрум” (Киев) – официальный представитель итальянской компании Ing.Bonfiglioli подписали протокол о сотрудничестве в рамках создания полномасштабной системы утилизации транспортных средств.
Как сообщил председатель наблюдательного совета ООО “Укрферрум” Александр Черкасский на пресс-конференции во вторник, в настоящее время компания реализует проект по созданию в Украине шредерной площадки по переработке утилизируемых транспортных средств в Жулянах (Киевская обл.), в которую на первом этапе будет инвестировано EUR3 млн, а финансовым партнером выступает итальянский банк UniCredit.
По его словам, создаваемые на первом этапе мощности могут перерабатывать 15-20 тонн в час.
В то же время, как уточнил он журналистам, дальнейшее развитие проекта пока под вопросом, поскольку законодательное обеспечение стимулирования населения по сдаче автомобилей на утилизацию пока отсутствует.
“Мы бы хотели поставить самый мощный шредер – 16-тонный, который способен перерабатывать 20-25 автомобилей в час. В Украине по прогнозам утилизации подлежит 2 млн автомобилей, но открытым остается вопрос, как законно их отдать на утилизацию. Поэтому, как только заработают эти механизмы, мы будем знать, сколько инвестиций потребуется в развитие проекта”, – отметил А.Черкасский.
Касаясь аспектов сотрудничества в рамках подписанного протокола о сотрудничестве с ассоциацией “Укравтопром”, он сообщил, что пока схема отрабатывается, но, в частности, “Укрферрум” может направлять технику на пункты разборки автомобилей, созданные автопроизводителями, для прессования и транспортировки их на шредерную площадку для дальнейшей переработки.
Как уточнил на пресс-конференции исполнительный директор “Укравтопрома” Ефим Хазан, в рамках законов об утилизации ТС автопроизводителями создаются пункты приема (в городах с населением более 50 тыс. человек) и разборки ТС (в каждом областном центре), дальнейшая же переработка ТС ведется в рамках закона Украины “Об отходах” уполномоченными предприятиями.
Присутствовавшие на пресс-конференции представители заводов-производителей сообщили, что, в частности, Запорожский автозавод уже создал 101 предприятие по приему утилизируемых ТС и 25 – по их разборке, Кременчугский автосборочный – соответственно 89 и 25 пунктов, “Еврокар” – 89 и 26 пунктов.
По словам директора департамента экологической безопасности Министерства экологии и природных ресурсов Юрия Гирмана, в настоящее время в Госреестр компаний, ведущих прием и разборку утилизируемых ТС внесены ПАО “ЗАЗ”, завод легковых автомобилей корпорации “Богдан” в Черкассах, а также КрАСЗ, и поступила заявка от корпорации “Эталон”.
Он также сообщил, что законопроекты, разработанные Минэкологии в рамках поручения президента Украины об усовершенствовании утилизационного законодательства, в настоящее время проходят согласования, в частности, законопроект об отмене корректирующих коэффициентов к базовым ставкам налога (5,5 тыс. для легковых авто и 11 тыс. – для остальных ТС) передан на рассмотрение в Кабинет министров.
“Нашим законопроектом предусмотрено, чтобы с отменой корректирующих коэффициентов базовые ставки остались такими, которые предусмотрены действующим законом”, – уточнил он агентству “Интерфакс-Украина”.
В то же время вице-президент корпорации “УкрАвто” Олег Папашев высказал предположение, что в связи с отменой коэффициентов базовые ставки могут быть увеличены.
В свою очередь, Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) в распространенном во вторник пресс-релизе расценивает заявленные планы реализации проекта сотрудничества “Укравтопрома” и ООО “Укрферрум” как попытку давления на президента и правительство Украины с целью заблокировать отмену утильсбора “якобы для защиты будущих иностранных инвестиций и создания новых рабочих мест”.
“Учитывая действия президента Украины, направленные на ассоциацию с ЕС и готовность украинской власти снять препятствия на пути к ЕС (в том числе, отменить спецпошлину и утильсбор) украинские автосборщики сознательно манипулируют общественным мнением и оказывают попытки давления на украинскую власть с целью блокировки выполнения требований ЕС”, – отмечается в пресс-релизе ВААИД.
Как сообщалось, закон “Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств”, вступил в силу 8 августа, закон о внесении изменений в Налоговый кодекс об уплате экологического налога – 1 сентября 2013 года.
Принятые законы предполагают, что отечественные автопроизводители освобождаются от уплаты сбора под гарантии создания утилизационных мощностей.
Вместе с тем, президент Украины Виктор Янукович поручил Кабинету министров Украины усовершенствовать законы об утилизации, приведя его нормы в соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО), а также отменить корректирующие коэффициенты.
О серьезном влиянии на двусторонние экономические отношения с Украиной вступления в силу закона об утилизации снятых с эксплуатации ТС заявили в Европейском Союзе.
Компания ing.Bonfiglioli занимается производством оборудования для переработки металлолома (легко транспортируемые прессы, пресс-ножницы, шредерные установки), а также кранов-манипуляторов для грузового и морского транспорта.
ЭТМ завершил испытания двигателя для шахты им. Бажанова
9 октября, МинПром.Государственное предприятие завод “Электротяжмаш” завершило испытания двигателя П2Ш 1000-100 УХЛ4 для привода подъемной машины на шахте имени В.М. Бажанова (ПО “Макеевуголь”). Об этом сообщает пресс-служба предприятия.
Договор на производство оборудования был подписан в апреле 2013 года. Производство агрегата длилось 5 месяцев.
Мощность двигателя составляет 1000/1450 кВт, частота вращения 100 об/мин. Уникальность машины состоит в том, что она установлена на специальной башне, высота которой составляет 100 м. Такое расположение позволяет существенно экономить ресурсы.
“Отгрузить готовый двигатель мы планируем в конце октября текущего года. Оборудование для подъемных машин шахты Бажанова наше предприятие производило и поставляло еще со времен СССР”, – отметил директор “Электротяжмаша” Владимир Глушаков.
Государственное предприятие завод “Электротяжмаш” специализируется на разработке и выпуске мощных гидрогенераторов, гидрогенераторов-двигателей, турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций, электродвигателей для приводов прокатных станов, шахтных подъемников, водяных насосов оросительных каналов, тягового электрооборудования для железнодорожного и городского транспорта.
http://minprom.ua
“Метинвест” использует вагоны как “склад на колесах”
9 октября, УКРРУДПРОМ, За три квартала 2013 года срывы выгрузки по предприятиям, которые обслуживает Донецкая железная дорога, составили 705820 вагонов. Об этом сообщает пресс-служба ДЖД, пишет Остров.
Потери грузовых ресурсов государственного железнодорожного перевозчика ежесуточно составляют 2585 вагонов, отмечается в сообщении. Это в 2,2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Практически все предприятия ГМК не выполняют технологические нормы на грузовые операции, установленные едиными технологическими процессами работы подъездных путей и станций примыкания. Сегодня подвижной состав простаивает на подъездных путях клиентов в 4-8 раз дольше, чем предусмотрено нормативами при погрузке-выгрузке. Некоторые предприятия держат вагон до четырех суток.
Основные предприятия, превышающие расчетные нормы нахождения вагонов на подъездных путях под выгрузкой за указанный период: “Азовсталь” — 62 891 вагонов (в среднем в сутки 230 вагонов), металлургический комбинат им. Ильича — 127141 (466), “Авдеевский коксохимзавод” — 67656 (248), “Алчевский металлургический комбинат” — 94417 (346) и другие.
Сумма платы за использование грузового вагона как “склада на колесах” очень низкая и ни в коей мере не возмещает потерь, которые Донецкая железная дорога несет, не используя подвижной состав в перевозке грузов. Когда вагон простаивает, он выведен из оборота, а значит не перевозит грузы и не зарабатывает. Как результат, из-за нерационального использования подвижного состава смежниками, железная дорога недополучает десятки миллионов гривен, что, в конце концов, уменьшает перечисления в разные бюджеты. Именно поэтому Донецкая железная дорога рассчитывает на поддержку государственных администраций Донецкой и Луганской областей в вопросе использования грузовых вагонов и защите интересов государственного перевозчика, — говорится в сообщении перевозчика.
Работники “Луганскугля” требуют погасить долги по страховым выплатам
9 октября, УКРРУДПРОМ, Луганская территориальная организация Укруглепрофсоюза обратилась к Премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой принять безотлагательные меры по погашению задолженности Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности по страховым выплатам трудящимся ГП “Луганскуголь”. Об этом сообщает пресс-служба ПРУП, пишет Остров.
Это уже второе обращение Луганского теркома Профсоюза к главе правительства. Первое было направлено в июле т.г. Тогда был получен ответ, что с целью решения вопроса по обеспечению своевременного и полного осуществления Государственной казначейской службой Украины расчетов по платежным поручениям, предоставленным исполнительной дирекцией Фонда и рабочими органами исполнительной дирекции Фонда, Минсоцполитики обратилось в Государственную казначейскую службу Украины о принятии мер по урегулированию данного вопроса и ускорению проведения платежей.
Однако до сих пор данный вопрос не решен.
“Вместо того, чтобы в срочном порядке исправить ситуацию и обеспечить надлежащее финансирование застрахованным лицам, Государственное казначейство Украины ссылается на необходимость обработки значительного количества расчетных документов, как на причину несвоевременного перечисления страховых выплат”, — сказано в обращении.
Все это время долги по страховым выплатам продолжают расти. Если по состоянию на 1 июля 2013 года задолженность Фонда перед застрахованными лицами ГП “Луганскуголь” составляла 1 млн. 538,1 тыс. грн., то на 1 октября 2013 года она составила 2 млн. 749 тыс. грн. Такая ситуация привела к росту социальной напряженности в трудовом коллективе.
С целью стабилизации ситуации Луганский терком повторно обратился к главе правительства Николаю Азарову.
Глава правления “Интерпайп НТЗ” возглавил набсовет “Интерпайп Нико-Тьюб”
Киев. 8 октября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Председатель правления ОАО “Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод” (“Интерпайп НТЗ”, Днепропетровск) Владимир Горнштейн, вступивший в эту должность с 1 октября 2013 года, назначен также председателем наблюдательного совета ООО “Интерпайп Нико-Тьюб” (оба входят в международную вертикально-интегрированную трубно-колесную компанию (ТКК) “Интерпайп”), где ранее он работал в должности генерального директора.
Как сообщается в пресс-релизе компании во вторник, В.Горнштейн назначен главой набсовета “Интерпайп Нико-Тьюб” с 1 октября этого года.
Как отмечает гендиректор “Интерпайпа” Александр Киричко, чьи слова приводит пресс-служба, В.Горнштейн – сильный управленец, у него есть видение и нестандартный подход к организации процессов производства.
“Результаты, достигнутые “Интерпайп Нико-Тьюб” за время его работы, подтверждают эффективность его подхода. Кроме этого, В.Горнштейн является одним из наиболее опытных трубопрокатчиков на пространстве СНГ: его понимание процессов производства и опыт работы внутри компании позволят повысить эффективность управления производством бесшовных труб, а также усилит кооперацию между предприятиями”, – сказал он.
Как сообщалось, набсовет ОАО “Интерпайп НТЗ” 27 сентября 2013 года назначил предправления предприятия гендиректора ООО “Интерпайп Нико-Тьюб” В.Горнштейна, уволив с этой должности с 30 сентября Андрея Короткова согласно его заявлению. Он находился в указанной должности с 16 октября 2007 года.
В.Горнштейн назначен предправления “Интерпайп НТЗ” с 1 октября на неопределенный срок. В августе 2012 года он был назначен гендиректором “Интерпайп Нико-Тьюб”, но до вступления в новую должность продолжал занимать пост первого замгендиректора, на которую был назначен в июне 2011 года. До прихода в “Интерпайп” три года занимал пост заместителя генерального директора группы “Челябинский трубопрокатный завод” (ЧТПЗ, РФ), четыре года являлся первым заместителем генерального директора ОАО “Первоуральский новотрубный завод” (входит в ЧТПЗ), а также был директором ОАО “Челябинский трубопрокатный завод”. Окончил Уральский политехнический институт по специальности инженер-металлург.
“Интерпайп Нико-Тьюб” – один из пяти промышленных активов компании “Интерпайп”. Специализируется на выпуске бесшовных труб для нефтегазовой отрасли, труб спецназначения для машиностроения и энергетической отрасли, а также труб общего назначения для применения в других промышленных отраслях. Производственная мощность – более 600 тыс. тонн труб в год.
“Интерпайп НТЗ” является крупнейшим производственным активом “Интерпайп” в трубном бизнесе. Производит прямошовные сварные трубы диаметром от 152 до 530 мм. Производственные мощности превышают 850 тыс. тонн.
“Интерпайп” – международная вертикально интегрированная трубно-колесная компания, входящая в десятку крупнейших в мире производителей бесшовных труб, является третьим по величине производителем цельнокатаных железнодорожных колес в мире.
В структуре компании – пять промышленных активов: “Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ)”, “Интерпайп Новомосковский трубный завод (НМТЗ)”, “Интерпайп Нико-Тьюб”, “Днепропетровский Втормет” и электросталеплавильный комплекс “Днепросталь” под брендом “Интерпайп Сталь”.
Конечным собственником Interpipe Limited является украинский бизнесмен Виктор Пинчук и члены его семьи.
Компания Абрамовича все же планирует инвестировать в свой украинский метактив
8 октября, Дело. В рамках стратегии сокращения издержек в Evraz не будут продавать подконтрольный Днепропетровский метзавод им. Петровского — глава международного бизнеса группы
Горно-металлургическая группа Evraz, основным бенефициаром которой является Роман Абрамович, завершает переговоры о продаже принадлежащего ей в Чехии сталеплавильного предприятия Vitkovice Steel. Компания также продолжает переговоры с профсоюзами на своем итальянском заводе Palini e Bertoli, где летом было приостановлено производство. При этом в компании не рассматривают продажу “принципиально качественных активов“, взаимодействующих с другими предприятиями группы, передает Bloomberg.
Как заявил глава международного бизнеса Evraz Павел Татьянин, группа намерена, в частности, развивать производство на подконтрольном ей украинском металлургическом предприятии в Днепропетровске (ДМЗ им. Петровского). По его словам, соответствующая программа предусматривает вложение в техническое обновление этого предприятия не менее $200 млн в течение трех-четырех лет.
Татьянин также сообщил, что весь украинский бизнес группы Evraz ориентирован на уровень EBITDA не менее $170 млн в год. (Помимо ДМЗ им. Петровского в Украине компания Абрамовича контролирует несколько коксохимических и железорудных активов).
По информации ИА “Интерфакс-Украина”, девять месяцев 2013 года ДМЗ им. Петровского завершил с увеличением производства готового проката на 17,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) — до 644 тыс. тонн. Выплавка стали в этот период увеличилась на 15,7% против АППГ — до 757 тыс. тонн, чугуна — на 14,4%, до 741 тыс. тонн.
Прошлый год предприятие отработало с падением в объемах выплавки стали на 4,6% в сравнении с 2011-м, до 820,8 тыс. тонн. Чистый убыток ДМЗ им. Петровского за 2012 год по МСФО составил 1,137 млрд грн (свыше $142 млн по курсу НБУ).
Неделей ранее финансовый директор Evraz Джакомо Байзини заявлял, что в рамках стратегии по сокращению активов с высокой себестоимостью производства в группе ищут покупателей на метзаводы в ЮАР и Чехии. Продать эти активы в компании Абрамовича хотят до конца текущего года. Кроме того, Evraz приостановил инвестпрограмму по строительству Южного стана в Ростове — с тем, чтобы сократить объемы капвложений.
По утверждению Байзини, уменьшение затрат и продажа нерентабельных активов снабдят компанию достаточным объемом свободных средств для снижения долга. Согласно объявленным в августе неаудированным финрезультатам за I полугодие-2013, чистый долг группы Evraz на 30 июня составлял $7,043 млрд; за год этот показатель вырос на 10,5%.
Среди российских металлургических компаний сравнимый по величине уровень чистого долга (порядка $9,3 млрд на конец I полугодия-2013) сформирован у группы “Мечел” Игоря Зюзина. Здесь распродажу нестратегических активов с целью финансового оздоровления и снижения суммы долга объявили год назад — в сентябре 2012 года. (В ходе этого “Мечел” продал в августе текущего года Донецкий электрометзавод). Вчера, 7 октября в ИА “Итар-ТАСС”, со ссылкой на источник в банковских кругах сообщили — группа Зюзина намерена просить ковенантные каникулы по кредитам до 2015 года у более чем 20-ти банков. По материалам: “Дело”
“Запорожсталь” погасила кредит на EUR17,2 млн
Киев. 7 октября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Запорожский металлургический комбинат “Запорожсталь”, входящий в группу “Метинвест”, в октябре текущего года погасил кредит в размере EUR17,2 млн, предоставленный комбинату в июне 2007 года.
Как сообщается в пресс-релизе предприятия в понедельник, кредит предоставил комбинату “Запорожсталь” Commerzbank AG (Германия) с покрытием Государственного экспортного кредитного агентства Германии “HERMES”.
Средства привлекались с целью закупки оборудования для установки вдувания пылеугольного топлива компании Küttner (Германия).
Строительство и запуск в эксплуатацию в октябре 2011 года установки по вдуванию пылеугольного топлива в доменном производстве является частью программы модернизации производственных мощностей комбината. Полностью инвестиции с 2008 года в проект ПУТ, включая окончание строительства базисного склада угля (БСУ) в ноябре 2012 года, составили порядка 1 млрд грн.
Погашение кредита Commerzbank AG проходило в строгом соответствии с графиком и завершилось согласно условиям кредитного договора.
Как сообщалось, “Запорожсталь” в июне 2013 года погасил синдицированный кредит в размере $195 млн, который был предоставлен комбинату в сентябре 2008 года синдикатом девяти банков: ABN AMRO Bank N.V. (Нидерланды), Alpha Bank A.E. (Греция), Credit Agricole Corporate and Investment Bank (Франция), Commerzbank AG (Германия), ING Bank N.V. (Нидерланды), KBC Bank N.V. (Бельгия), Landesbank Baden-Wurttemberg (Германия), Raiffeisen Zentralbank Osterreich Aktiengesellshaft (Австрия), Citibank N.A.
“Запорожсталь” – одно из крупных промышленных предприятий Украины, продукция которого широко известна и пользуется спросом на внутреннем рынке и во многих странах мира.
Специализация комбината – высококачественный стальной г/к рулон, г/к лист, х/к лист, х/к рулон толщиной 0,5-8,0 мм из углеродистых, низколегированных, легированных и нержавеющих сталей, а также стальная лента и жесть. Основные потребители продукции – производители сварных труб, предприятия автомобильного, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, производители изделий бытовой техники.
“Запорожсталь” находится в процессе интеграции в группу “Метинвест”, основными акционерами которой являются АО “Систем Кэпитал Менеджмент” (71,25%) и группа компаний “Смарт-холдинг” (23,75%).
ООО “Метинвест Холдинг” – управляющая компания группы “Метинвест”.
Генеральный директор «Криворожстали»: Нам не хватает 2,5 тысячи работников. Артем Поляков — об управлении заводом, который не продается
7 октября, Андрей Самофалов, Forbes – Украина. «АрселорМиттал Кривой Рог» в прошлом году вернула себе лидерство среди украинских металлургических предприятий по объемам выплавки стали, но по итогам года осталась в убытках. В октябрьском номере журнала вышла история о «Криворожстали» после покупки завода группой Лакшми Миттала. Здесь мы публикуем основные моменты из интервью, которое Forbes взял у Артема Полякова, генерального директора завода.
– Какие цели Миттал ставил при покупке «Криворожстали»? Зачем завод корпорации?
– Главная задача – увеличить объемы производства и прибыльность всей группы. Речь идет и о производстве «Криворожстали», и продажах металла, и о сопутствующих выгодах для ArcelorMittal. Например, мы закупаем ферросплавы у украинских заводов не только для «АрселорМиттал Кривой Рог», но и для заводов корпорации в Европе. Другой пример: мы завозим в Украину уголь и кокс из Казахстана и Польши, где работает ArcelorMittal. Получается логистическая цепочка: вагоны, которые приходят из Казахстана с углем, потом везут прокат в Россию. А вагоны с железорудным концентратом, которые идут в Польшу, потом приходят к нам с коксом. Выходит неплохая экономия для всей группы.
– Как вы оказались в Кривом Роге?
– Естественным путем: компания искала кандидата на должность гендиректора на предприятие, на меня вышли рекрутеры, мне предложение понравилось. С Лакшми Митталом впервые встретились в тот момент, когда он интервьюировал меня на эту должность.
– Вы – третий директор «АрселорМиттал Кривой Рог» за последние три года. Это некое правило ArcelorMittal, что директора украинского завода меняют, скажем, раз в два года?
– Не пугайте – скоро два года, как я здесь (смеется). Смена директоров – это точно не корпоративная политика: простое стечение иногда непростых обстоятельств.
– Почему «АрселорМиттал Кривой Рог», работая в прибыль, почти не платит дивидендов – последний раз такое произошло в 2008 году?
– Реинвестируем прибыль в развитие. В прошлом году, кстати, завод получил убытки – чуть менее 3 млрд гривен.
– Как так получилось? «Метинвест» и вертикально интегрированные российские предприятия закончили год с прибылью, несмотря на кризис.
– Классическая ситуация: цены на металл падают быстрее, чем на сырье. Более того, кое-где затраты растут – например, расходы на электроэнергию, транспорт. Это называется «ценовые ножницы». Мы очень зависимы от внешних рынков – в Украине мы продаем примерно 15% продукции, в 2013 году эта доля даже меньше. В прошлом году цены на квадратную заготовку в черноморских портах упали примерно на $85 за тонну, или на 18%, а к ним привязаны цены почти на весь наш сортамент.
Отрицательная прибыль – еще и результат перехода компании на международные стандарты финансовой отчетности в 2012 году. Была переоценка стоимости основных фондов, разницу записали в убытки. Но даже без этого наша деятельность в прошлом году была убыточной (прибыль EBITDA «Криворожстали» в 2012 году, по данным финансовой отчетности – 838 млн гривен. – Forbes).
Инвестиции по обязанности
– Материнскую компанию обвиняют в том, что она отбивает затраты на покупку завода и мало инвестирует в его модернизацию. Что можете ответить?
– С 2006 года собственник потратил 10 млрд гривен на Capex (Capital Expenditures – капитальные инвестиции. – Forbes), еще 6,5 млрд гривен – на текущие ремонты. Машина непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), которую мы запустили в 2011 году, обошлась в $120 млн. Реконструкция коксовых батарей №3 и №4, которую завершили в 2008 году, стоила $199 млн, капремонт доменной печи №8 – $127 млн. Это только самые крупные проекты.
– Какие инвестиционные проекты запланированы на ближайшие 2-3 года?
– Проводим капремонт доменной печи №6, закончим в следующем году. Стоимость – $130 млн. Запланировали реконструкцию еще двух коксовых батарей – №5 и №6 – и построить новую систему очистки газов в конвертерном цехе. Их общая стоимость – более $250 млн. Но сейчас у нас не бюджет развития, не бюджет масштабных строек – у нас бюджет сохранения производства во время кризиса.
– Будет ли завод строить новую аглофабрику, как было прописано в инвестобязательствах перед Фондом государственного имущества?
– Фонд госимущества в декабре прошлого года согласовал изменения в договоре купли-продажи завода: вместо строительства новой аглофабрики мы договорились реконструировать две действующие. Суть этих обязательств была не в том, чтобы построить новую аглофабрику, а в том, чтобы закрыть одну устаревшую – аглофабрику металлургического производства. Ее мы договорились закрыть не в 2027 году, как было предусмотрено в первой версии инвестобязательств, а в 2018-м.
– Если предприятие закрывает одну из аглофабрик, значит, уменьшится и его мощность?
– Производство останется таким же, как сейчас – 6-6,5 млн тонн стали в год.
– Стоит ли перед компанией задача обеспечить себя своим сырьем и стать полностью интегрированной группой, как «Метинвест»?
– Сейчас стоит задача пережить кризис, не допустить падения объемов производства и не тратить лишнего. По большому счету, из металлургического сырья нам нужен только уголь. Мы оценивали угольные активы, которые теоретически можно купить в Украине, но решили пока повременить с покупками.
– «АрселорМиттал Кривой Рог» – это сырьевое предприятие или производитель конечной продукции?
– Одна из наших задач – обеспечить такую структуру продаж, которая ведет к максимальной прибыльности предприятия. И если для этого нужно, загружая мощности, продавать заготовку, так и будем делать. В прошлом году более 70% выручки мы получили от реализации готовой продукции: арматуры, катанки и проката. Доля полуфабрикатов (квадратной заготовки) – более 24%, или около 1,3 млн тонн. Продажи железорудного сырья – концентрата – дали нам примерно 5% выручки.
– Почему не занимаетесь производством металлоконструкций? Не идете в дальнейшие переделы?
– У комбината были разные планы – помнится, даже были разговоры о том, чтобы запустить производство плоского проката. Сейчас лишние проекты не нужны.
Два в одном
– В 2011 году произошло разделение предприятий корпорации на дивизионы. Как это отразилось на управлении комбинатом?
– Управленческая структура у нас разделена. Мы находимся в стальном дивизионе ArcelorMittal, а ГОК – в горном. Управленчески ГОК подчиняется Лондону, административно – мне. Я как директор предприятия не занимаюсь инвестициями в ГОК, не определяю их программу развития. Ставлю задачу – сколько мне нужно сырья, ГОК выполняет заказ.
– Изменилась ли география сбыта?
– Основной доход мы получаем на наших ключевых рынках – страны Ближнего Востока, Украина, Россия и другие страны СНГ. Сейчас почти ничего не продаем в Индию и намного меньше продаем в Африку – фрахт дорогой.
– Как распределяются полномочия между «АрселорМиттал Кривой Рог» и материнской компанией?
– ArcelorMittal утверждает стратегию, бюджеты, крупные инвестиционные проекты. Оперативное управление предоставлено комбинату. Когда пришел на завод, мне дали полное право принимать решения о продажах всего объема производства. В ArcelorMittal торговая и коммерческая части отданы бизнес-подразделениям, то есть самим предприятиям, чтобы они были окончательно ответственны за свой profit&loss statement. У меня нет возможности увернуться от ответственности и сказать: «Это же не я».
– И как реализуется продукция?
– В ArcelorMittal есть свой департамент продаж, есть подразделение в Дубае. Но все решения по прокату «Криворожстали» принимаем здесь, в Украине: что, почем и куда продавать. Если и пользуемся нашими сторонними подразделениями, то только для того, чтобы уменьшить затраты на транспорт. Поэтому в таком случае сторонние подразделения работают как наш торговый офис.
– Раньше «Криворожсталь» продавала железную руду другим украинским заводам. Как сейчас?
– Мы – единственные потребители своей руды внутри Украины. Еще около 2 млн тонн сырья в год продаем в Польшу.
– Как часто отчитываетесь перед материнской компанией?
– Обзор деятельности и подведение итогов происходит ежеквартально. Однако визиты и встречи происходят чаще: либо мы посещаем штаб-квартиру, либо приезжают к нам. Лакшми Миттала за полтора с лишним года, что я в Украине, мы принимали трижды.
– Есть ли у вас полномочия по заключению сделок купли-продажи активов?
– Непосредственно сделками занимается материнская компания. Я мониторю рынок – если замечаю что-то полезное, предлагаю варианты департаменту слияний и поглощений ArcelorMittal.
– Правда ли, что «АрселорМиттал Кривой Рог» хотел купить металлотрейдера УГМК у акционеров «Индустриального союза Донбасса»?
– УГМК торгует нашим прокатом. Но переговоров о покупке не вели, по крайней мере, с тех пор, как я на заводе. Мы работаем через дилерскую сеть и продаем прокат через торговые представительства в крупнейших украинских городах – Киеве, Львове и Донецке. За рубежом у нас два офиса по продажам в России, и один – в Азербайджане. Теперь еще развиваем свою сеть складов для мелких оптовиков и конечных потребителей. Уже открыли открыли два: в Одессе и Киеве.
– На рынке постоянно появляются слухи, что собственники «АрселорМиттал Кривой Рог» хотят продать завод. Что можете ответить?
– Повторю дословно то, что в конце 2012 года заявили члены правления ArcelorMittal Гонзало Уркихо и Судхир Маашвари о возможной продаже части активов «АрселорМиттал Кривой Рог»: «Слухи не отвечают действительности и абсолютно беспочвенны».
– «Криворожсталь» – частый участник различных судебных процессов и телевизионных ток-шоу, сейчас вот появился законопроект о ее возврате в госсобственность. Чем бы можете объяснить высокую информационную активность вокруг завода в последнее время?
– Совпадением (смеется).
Персональные вопросы
– Сколько на «Криворожстали» работало людей на момент распада СССР, сколько – перед приватизацией комбината и сколько сейчас?
– Сейчас у нас столько же людей, сколько было в 1991 году – 32 000. В 2005-м, когда купили завод, было более 57 000 – за счет того, что к государственной «Криворожстали» в разное время присоединяли непрофильные активы наподобие ферм, колбасного цеха, объектов ЖКХ и много другого. Мы проводим реструктуризацию и избавляемся от них.
– Насколько выплавка стали на одного работника «Криворожстали» соответствует среднему уровню в Украине и мире?
– По нам: на человека в прошлом году приходилось 233 тонны жидкой стали. От коллег отстаем – на «Азовстали» аналогичный показатель – 381 тонна, на «Северстали» – почти 420 тонн. Конечно, цифры надо правильно интерпретировать – коллеги передали много вспомогательных функций на аутсорсинг, потому и штат у них меньше. Мы эту дорогу начали осваивать совсем недавно.
– Это вы к тому, что надо сокращать людей?
– Нет, надо повышать производительность.
– За счет чего?
– Например, закрывать устаревшие переделы, такие как блюминг, мартеновское производство. Высвобождающихся людей переобучать, давать новую профессию, например, ремонтников.
– А в чем эффективность? Количество сотрудников ведь останется прежним?
– Эффективность в том, что мы будем меньше привлекать подрядные организации.
– Консультанты из Boston Consulting Group рекомендуют снизить численность персонала в «АрселорМиттал Кривой Рог» до 17 000 человек. Намерены ли вы воплотить эти рекомендации в жизнь?
– Я сейчас вам изложил совсем другой подход. Задача роста производительности труда – это задача выживания и конкуренции. Мы будем ее решать, при этом будем стараться по минимуму увольнять собственный персонал. В процессе оптимизации численности рабочих произошли искажения. Нам сейчас не хватает помощников машинистов, крановщиков, других рабочих – всего примерно 2500 производственников – такие люди нам очень нужны. Получается двусторонний процесс. При помощи системы добровольного увольнения и выплаты компенсаций мы уменьшаем дублирующие функции и сокращаем избыточный административно-хозяйственный персонал. И параллельно продолжаем набор и внутренние переводы на рабочие специальности.
– Почему «Криворожсталь» привлекает компании «Метинвеста» и ИСД к ремонтным работам – не хватает квалификации?
– У нас огромный собственный ремонтный комплекс, который входит в структуру предприятия. Если посчитать всех, кто занимается ремонтом, получается около 10 000 человек, и на подряде у нас еще примерно 2500 человек. Сторонние компании мы привлекаем, когда они могут сделать работу быстрее и дешевле. Плюс есть специфические работы, требующие специальных навыков и лицензий на их выполнение.
ЧТО РАССКАЗАЛ ГЕНДИРЕКТОР «АЗОВСТАЛИ» МЕСТНОМУ ТВ
7 октября, ПРОМЕТАЛЛ. Энвер Цкитишвили возглавил металлургический комбинат «Азовсталь» в сентябре 2010 года, три года назад. В минувшую среду генеральный директор предприятия был гостем Мариупольского телевидения. Предлагаем читателям «Приазовского рабочего» газетный отчет о его общении с телеведущей и зрителями программы «Гость в студии».