ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНА ГМК 30.05.2013 – 05.06.2013г.

Скачать полную версию>>


Кабмин  одобрил проект меморандума о  взаимопонимании с предприятиями  ГМК

5 июня, Киев.  Кабинет министров Украины сегодня, 5 июня 2013 г. одобрил проект меморандума о взаимопонимании между правительством и предприятиями горно-металлургического комплекса для вывода отрасли из кризисного состояния. Об этом сообщила пресс-служба вице-премьер-министра.

Члены правительства  одобрили необходимость действий для  вывода отрасли из кризисного состояния  и поручили доработать проект в течение  недели.

“Целью принятия  меморандума является создание  условий для стабилизации работы  предприятий горно-металлургического комплекса, повышения конкурентоспособности отечественной металлопродукции, сохранения рабочих мест, существующего уровня заработной платы и других социальных гарантий для работников отрасли”, – говорится в сообщении.

Согласно меморандуму, правительство и предприятия ГМК возьмут на себя ряд взаимных обязательств по реализации совместного комплекса действий с целью преодоления последствий уменьшения объемов производства продукции горно-металлургического комплекса в Украине, вызванного уменьшением потребления металлопродукции на ведущих мировых рынках, сохранение рабочих мест, существующего уровня заработной платы и других социальных гарантий для работников отрасли и смежных производств, усиление роли предприятий отрасли в социально-экономическом развитии государства и его промышленных регионов, развития потребления металлопродукции как предпосылки ускоренной инфраструктурной модернизации государства, а также устойчивого функционирования горно-металлургического комплекса, уменьшение его зависимости от колебаний конъюнктуры мирового рынка, формирования развитого внутреннего рынка металлопродукции.     РБК-Украина

 

        Ахметов и Пинчук еще раз  сразятся за «Криворожсталь» Андрей Самофалов

5 июня.  Хозяйственный  суд Киева вернулся к делу  о первой приватизации «Криворожстали»,  в результате которой владельцами  крупнейшего украинского металлургического  комбината стали Ринат Ахметов  и Виктор Пинчук. В конце мая  суд возобновил производство по делу восьмилетней давности и начал рассмотрение иска консорциума «Инвестиционно-металлургический Союз» (ИМС) к Фонду госимущества. Консорциум, основными

хозяевами которого были Ахметов и Пинчук, требует признать незаконным и отменить приказ Фонда госимущества от 15 февраля 2005 года, сообщается в Едином госреестре судебных решений.

В приказе № 289, который  требует признать незаконным «Инвестиционно-металлургический Союз», речь идет об отмене ряда приказов Фонда госимущества, изданных до середины февраля 2005-го и имеющих отношение к первой приватизации «Криворожстали». Приказ стал одним из первых шагов по реприватизации комбината.

ИМС в 2004 году создали  СКМ Ахметова и «Интерпайп» Пинчука. Летом того же года компания выиграла конкурс по приватизации «Криворожстали». За 93,02% акций комбината консорциум заплатил около $800 млн. В 2005 году хозяйственные суды всех инстанций по представлению Генпрокуратуры отменили итоги конкурса. Осенью 2005-го «Криворожсталь» на повторном приватизационном аукционе досталась Mittal Steel индийского миллиардера Лакшми Миттала за $4,8 млрд (позже комбинат был переименован в «АрселорМиттал Кривой Рог»).

На 31 декабря 2012 года «Метинвесту» принадлежали 49% ИМС, говорится в отчетности группы Ахметова. Активы компании – $49 млн, уставный фонд – $15 млн.

Как следует из материалов дела, 19 апреля 2005 года хозяйственный  суд Киева приостановил производство по этому делу до того, как будет  вынесено решение по иску компании Пинчука и Ахметова к Кабинету министров, касающемуся приватизации меткомбината. 25 ноября 2005 года суд оставил иск без рассмотрения.

Позитивное решение  суда по данному процессу, теоретически, может стать основанием для пересмотра прочих решений судов, касающихся первой приватизации комбината, полагает партнер юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Алексей Резников. В 2005 году он представлял в судах интересы ИМС.

У суда было семь с половиной  лет для возобновления производства по второму иску ИМС, но он вернулся к нему лишь сейчас. Представители «Метинвеста», East One Виктора Пинчука и Фонда госимущества не смогли прокомментировать причины такого решения на момент публикации этого материала.

Представитель «АрселорМиттал Кривой Рог» сказал, что ничего не знает  о процессе.

В июне 2006 года ИМС оспорил в Европейском суде по правам человека решение Верховного суда Украины о незаконности первой приватизации. Исход этой тяжбы неизвестен. В феврале 2011 года Пинчук говорил Forbes, что компаньоны по ИМС рассчитывают на победу.       Forbes Украина

 

      Меткомбинат Рината оштрафован за воровство артезианской воды

5 июня.  Хозсуд Крыма  постановил взыскать с ОАО  “Керченский металлургический комбинат”  3,33 млн гривен убытков в пользу  местного бюджета, а также 66,58 тыс гривен судебного сбора  в госбюджет. Об этом пишут “Наші гроші” со ссылкой на решение суда от 16 мая.

Как установили специалисты  Рескомприроды Крыма, предприятие  пользовалось артезианской скважиной без специального разрешения на пользование участком недр. За этот период было скачано 59 967 кубометров воды.

“Керченский металлургический комбинат” возражал против иска, подчеркивая, что оно имеет разрешение Рескомприроды  Крыма на специальное водопользование сроком до 01.05.2014 и в этом случае разрешения на пользование недрами вообще не требуется, пишет издание.

Однако суд указал, что норма о возможности добычи землепользователями в пределах предоставленных им земельных участков полезных ископаемых, в том числе подземной воды, не относится к специальному водопользованию.

По данным SMIDA состоянию  на 4 квартал 2012 года, 23,07% акций ОАО  “Керченский металлургический комбинат”  принадлежит корпорации “Межрегиональный промышленный союз” (МПС), 17,72% — ООО “Керченский стрелочный завод”, 16,57% — ООО “Торговый дом  ”Укртранс “, и 16,20% — ОАО “Лизинговая компания “Укртранслизинг”.

Основным владельцем “МПС”, ООО “Керченский стрелочный завод” и ОАО “Лизинговая компания “Укртранслизинг” является наибольшая транспортно-экспедиторская компания страны — ООО” Лемтранс “, принадлежащая структурам Рината Ахметова.  УКРРУДПРОМ

 

     Меморандум с предприятиями ГМК:  “договорняк” и коррупционность

             Економічна правда, 5 червня 2013.

Если вы хотите понять, что такое лоббизм по-украински, обратите внимание на Меморандум между правительством и предприятиями горно-металлургического комплекса.

Этот документ готовился  полгода в кулуарной атмосфере, и в среду 5 июня должен быть торжественно подписан на заседании Кабмина. Он воплощает в себе все самые уродливые черты нашего правительство. Это “договорняк”, коррупционность и полнейшее пренебрежение интересами всей остальной экономики.

“Договорняк” — это  когда узкий круг людей встречаются  в закрытом помещении, и договариваются, как им использовать административный ресурс с наибольшей выгодой для себя. Именно так было при подготовке проекта Меморандума.

Все таки, не зря Михаил Короленко — бывший управляющий  предприятий Рината Ахметова и Вадима Новинского — стал министром промышленной политики. Меморандум получился откровенно в пользу олигархов.

Государство просит только одного — сохранить рабочие места. А в ответ оно готово буквально  упасть на колени, и катать на свой спине  всех “успешных бизнесменов”, сделавших миллиарды на присвоении государственной собственности и выводе денег в оффшоры.

Коррупционность — это  еще не коррупция, а возможность  ее затеять. Насчет этих составляющих подготовленного проекта можно  говорить сколько угодно.

Например, совершенно неясно, с кем же хочет подписать Меморандум правительство. Со стороны государства подписантом выступает Кабмин. Но вот со стороны бизнеса — “нечто” под емким названием “Центральный комитет профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности”.

Почему реальные получатели миллиардных льгот не захотели назвать себя? Или кто-то в этой стране не знает, что Ахметов, Сергей Тарута и Лакшми Миттал плавят сталь? Думается, дело в другом. Льготы получат некоторые избранные. Миттал, кстати, может и не получить. Также вряд ли разрешат воспользоваться льготами предприятиям Константина Жеваго.

 

 

 

 

 

 

 

А еще — хлебом не корми — после подписания Меморандума может открыться “магазин льгот”. В который должны будут сходить предприятия, желающие воспользоваться особыми условиями Меморандума.

“Хотите, чтобы вам  возместили НДС и вернули переплату  по налогу на прибыль? Присоединяйтесь  к Меморандуму. Для этого вы должны…” Поэтому не стоит удивляться, если в итоговом перечне “льготников” совершенно неожиданные возникнут структуры вроде Агрохолдинга “Веснушка”.

Полное пренебрежение  интересами всей остальной экономики  выражается в том, что льготы одних  предприятий превращаются в избыточную нагрузку для других. Ведь план по сбору  денег в бюджет никто не отменял, так что Миндоходов будет “драть” все “неприоритетные” предприятия с удвоенной силой.

Подобного рода пренебрежение — это фирменная “штучка” вице-премьера Юрия Бойко, который курировал подготовку данного документа. Напомним, бывший министр энергетики после повышения нашел для себя совершенно неожиданную нишу. Он лоббирует льготы, а премьер-министр Николай Азаров их не глядя утверждает.

Два меморандума Бойко  уже подписал — с “ЛУКОЙЛом” и ферросплавными заводами Игоря Коломойского. И если первый документ хоть как-то вписывается в рамки прозрачности, то второй составлен с такими дикими нарушениями, что по нему можно писать учебник новейшей истории коррупции в украинском правительстве.

Самое главное, что льготы получают предприятия горно-металлургического  комплекса, которые являются опорными столбами украинской экономики. Которые  приносят в страну основную валютную выручку, и которые обеспечивают занятость в целых регионах.

Это все равно, что  в большой многодетной семье  мама и папа одновременно уйдут на больничный. Чтобы прокормить всех, придется идти работать старикам и  детям.

Подводя итоги, отметим  главное.

Ситуация парадоксальная. Практически все ведомства и министерства нашли существенные недостатки в Меморандуме, и указали на его негативные последствия! Даже те министерства и ведомства, которые относятся к “Семье”.

Вот соответствующие  выводы экспертного управления Кабмина, а ниже мы опубликуем детальные претензии, которые министерства и ведомства выдвигали к проекту Меморандума.

 

 

 

 

 

Однако Бойко и Азаров планомерно протаскивают этот документ, чем наверняка немало радуют “бедных” бизнесменов.

Что же побудило их стать лучшими друзьями олигархов? И почему Кабмин дружно готовится голосовать “за”? И почему не возражает всемогущая нынче “Семья”?

Думается, помимо личных выгод, у нынешней власти есть огромный страх социального  взрыва в Украине. Они с ужасом для себя сделали подсчет, во что могут вылиться уволенные рабочие. И что они могут устроить, особенно незадолго до выборов.

Дело даже не в выплатах. Как  показывает зарубежный опыт ИСД или  АрселорМиттал, олигархи готовы выплачивать  солидные компенсации увольняющимся. Но деньги будут быстро потрачены, и на улице окажутся тысячи голодных, злых и склонных к самоорганизации людей. А там недалеко и до похода на Киев или даже — в критическом случае — гражданской войны.

Содержание уволенных людей, поиск  для них новых мест работы, обеспечение правопорядка в депрессивных городах с большим количеством безработных вылились бы в более крупную сумму, чем льготы. Да и никто в правительстве не хочет этим заниматься.

Именно поэтому Кабмин в среду  подпишет самый несуразный, коррупционный и вредительский документ за весь 2013 год.

Что должно государство

Ошибкой будет считать, что отечественный сектор ГМК  находится в критическом состоянии. Более того, пока велась работа над  Меморандумом, состояние мировых  рынков улучшилось. По данным объединения “Металлургпром”, показатели работы в первом квартале 2013 года очень напоминают начало 2012 года.

А в апреле, благодаря  повышению цен на мировом рынке, добывающие предприятия нарастили  суммы экспорта руды. Это тут же вывело в “плюс” внешнеторговый баланс Украины.

Да, предприятия ГМК  теряют зарубежные рынки сбыта. Трудно себе представить, как им поможет  удержать внешние рынки блок экологических  льгот на 700 млн грн (по подсчетам  Минфина).

Если перевести в деньги другие поблажки (налоговые, тарифы монополий), суммы окажутся намного крупнее. Очевидно, что эти прорехи придется латать за счет увеличения нагрузки на другие отрасли и бизнесы. Возможно, сфера продуктов питания или подакцизных товаров попадут под удар.

Меры по возмещению НДС  и возврат переплат по налогу на прибыль, а также мораторий на неповышение тарифов на услуги природных  монополий — самые крупные в денежном выражении подарки металлургам.

Остальные льготы нужны  не всем. Например, пункт о сохранении действующих размеров ставок платы за пользование недрами также на руку бизнесменам, имеющим собственный добывающий бизнес — Ринат Ахметов, Константин Жеваго (руда), Виктор Нусенкис (уголь).

А вот освобождение от НДС и импортной пошлины на ввоз оборудования нужно предприятиям “Метинвеста”, который каждый год заявляет о намерении инвестировать миллиарды в модернизацию, но на самом деле сокращает инвестиции из года в год (это видно из данных, представленных на сайте “Метинвеста”). Об ИСД и других металлургах вообще говорить нечего.

По итогам работы за 1 квартал 2013 года, освоение капитальных инвестиций в  целом по металлургическим предприятиям составило 849 млн грн, что на 579 млн грн (59 %) меньше, чем в 1 квартале  2012 года. Удельный объём инвестиций на 1 тонну произведенной стали за 1 квартал 2013 года составил $13,2 против  $22,2  в 1 квартале 2012 года.

О чем это говорит? “АрселорМиттал Кривой Рог” и предприятия ИСД  провели основные модернизационные работы до кризиса и в кризис. У них остались только работы по аглодоменному переделу.

А вот на предприятиях “Метинвеста” ситуация очень неровная. Каждый из его заводов нуждается в коренном обновлении — прежде всего, установка технологии вдувания пылеугольного топлива, замена мартенов на конвертерное производство.

На “Азовстали” и на ММК им. Ильича нужны еще и работы по аглодоменному  переделу, чтобы не допустить ситуации с выбросами, которая сложилась в Мариуполе осенью прошлого года. “Запорожсталь” со своими мартенами — отдельная головная боль. Вывести их и поставить конвертерный цех стоит минимум 1-1,2 млрд долларов.

То есть льгота по ввозу оборудования нужна именно Ахметову. И, возможно, Виктору Пинчуку, который собирается достроить вторую очередь электрометаллургического завода “Интерпайпсталь”.

Возникает вопрос, оправдан ли такой  эксперимент с точки зрения стратегии? Только в одном случае — если он приведет к коренному переоборудованию существующих металлургических комбинатов или постройке новых. Но что-то подсказывает, что этого может не произойти.

Скажем, интересы того же Ахметова направлены на расширение своей бизнес-империи, в которую и без того входит половина экономики страны. Получается, что поблажки правительства дадут Ахметову деньги, чтобы выкупить у того же правительства новую собственность. Это уже приватизация по-украински.

А Пинчук и Жеваго, как уже писала “Экономическая правда”, ввезли массу оборудования без уплаты пошлин по закону о “зеленом тарифе”. То есть, “дырка” в законодательстве у них уже есть, модернизируйте на здоровье.

Теперь поставим вопрос иначе. Заслуживают ли металлурги предоставляемых  льгот, особенно учитывая то, что они даже толком налоги не платят?

Ранее ЭП писала, что, по данным Администрации президента, компания “Метинвест” Ахметова и так занимается оптимизацией платы за пользование  недрами — 143,2 млн грн.

Пункт о возможности  предприятий оставлять у себя половину экологического налога выгоден  комбинатам полного цикла, которые  в большей степени как раз  и продуцируют выбросы. И совсем ни к чему такая льгота, например, электрометаллургическим заводам.

Хоть платеж небольшой, по сравнению с НДС или налогом  на прибыль, но олигархов раздражает необходимость его платить, поскольку  в совокупности это сотни миллионов  гривен, они идут в Киев, в Киеве  же и оседают в карманах чиновников и никак не попадают назад в регион в виде улучшения экологической обстановки. Вот как этот налог описал Владимир Бойко, бывший руководитель ММК им. Ильича.

Все аналитики, с которыми мы обсуждали готовящийся Меморандум, согласны с тем, что льготы не помогут решить системных проблем отрасли. Они принесут краткосрочный эффект и помогут пережить кризисный год. Но они обойдутся населению (или бизнесам), не связанным с металлургией, слишком дорого.

Таким образом, на какое-то время металлурги попросту “заморозили” условия, в которых им приходится работать. Ощутимый толчок в развитии полученные льготы им вряд ли дадут.

Еще один весомый недочет  Меморандума в том, что правительство так и не обеспечило госзаказ, который помог бы увеличить потребление металла внутри Украины. По нашим данным, предложения звучали самые разные — например, стимулирование судостроения или строительства жилья. Но, видимо, денег на все эти мероприятия у бюджета нет и не будет.

В защиту Меморандума

Документ, который хочет  подписать правительство, несет  в себе и ощутимые плюсы.

Нужно возвращать предприятиям “зависший” НДС и переплаты по налогу на прибыль? Безусловно. Другое дело, что на всех денег в бюджете  не хватает, и выплаты не получат другие отрасли.

Вообще, абсурдна ситуация, когда предприятия должны устраивать целый политический процесс, чтобы  вернуть уже положенные им по закону деньги. Но это Украина.

Любопытно, что Минфин настаивал на невключении пункта о возращении на предприятия сумм переплат налогов, которые с них взяли в предыдущие периоды. Наверное, суммы очень велики, и выплачивать их невыгодно. По некоторым оценкам, возврат НДС и переплат по налогу на прибыль составит только для металлургов порядка 7 млрд грн.

А Налоговый кодекс по вопросу возмещения дает больше возможности  для маневра. Например, по срокам возврата или по совершенно непрозрачной бюрократической  процедуре.

Не стоит думать, что  металлурги получат на руки “живые”  деньги. Совершенно предсказуемо, в Меморандуме всплыла “вексельная” схема, о которой много писала ЭП. Возмещение экспортного НДС альтернативными методами — векселями и НДС-облигациями — означает, что деньги метпредприятия получат далеко не в полном объеме и не сразу.

Скорее всего, вскоре на рынке появятся специализированные структуры, которые займутся скупкой  векселей с огромным дисконтом —  до 80% от номинала. Как несложно догадаться, эти структуры будут подконтрольны “Семье”, а запитываться “живыми” деньгами они будут или от госбанков, или от НБУ.

Но для промышленников сейчас приемлемы любые варианты, потому что в прошлом году им задолжали  около 6 млрд грн. Это оборотные средства, их приходилось пополнять кредитами (а ставки по ним редко опускаются ниже 20% годовых). Кроме того, сами металлурги создавали задолженности перед своими поставщиками (лом, руда, уголь и прочие), которые тоже были вынуждены искать деньги в банках для пополнения “оборотки”.

Безусловно справедливой является требование умерить аппетиты природных монополий (энергетиков и транспортников). Процент, на который они смогут повысить тарифы во время действия меморандума, составляет уже 5%. Причем для НКРЭ срок оговорен с 1 апреля 2013, в то время как тариф был повышен с 1 января 2013.

Энергетики и “Укрзализныця” слишком много и часто зарабатывают на металлургах. Генерирующие компании (тот же Ахметов в лице холдинга “ДТЭК”) и угольщики — благодаря непрозрачному ценообразованию на поставки угля с госшахт на генерацию. Уголь низкокачественный, а цены на него высокие.

“Укрзализныця” также  многие годы решает свои проблемы не посредством  грамотного управления, а простым  повышением тарифов на перевозки  для металлургов. Причем, что особенно возмущает предприятия ГМК, — на полученные деньги не проводится обновление вагонного парка, что обостряет дефицит подвижного состава в разгар сезона. Или закупки происходят, но по завышенным ценам то ли у российских компаний, то ли у представителей “Семьи”.

И если энергетики не особо сопротивляются введению моратория, то транспортники — чуть ли не главные противники новшеств. Это не случайно. Если Меморандум твердо запрещает повышать тарифы для железнодорожников, то в отношении энергетиков прописана лишь “рекомендация НКРЭ”. В ведь Нацкомиссия по регулированию рынка электроэнергетики может и не согласиться, особенно если она очень подвержена влиянию Ахметова.

 

Что должны олигархи

Декларируется, что Меморандум открыт для присоединения всех желающих. Хочешь получить льготы — принимай на себя обязанности.

Но никаких особых обязанностей не прописано. Просто помоги Виктору Федоровичу Януковичу держать  население в узде. Платить ему  зарплату, хоть как-то содержать детские  сады и школы, а все остальное  можно делать левой ногой.

В распоряжении “Экономической правды” есть предыдущий вариант  меморандума правительства и  предприятиями ГМК. Ключевое отличие  от старого варианта состоит в  том, что в новом проекте еще  в большей степени, чем раньше, педалируется тема требования не сокращать персонал. Фактически, это единственное серьезное требования правительства.

В частности, благодаря  участию профсоюзного лидера Козаченко, прописаны и требования не переводить людей на аутсорсинг, не поручать “лишним” кадрам выполнение работ, которые оплачиваются меньше, чем если бы люди выполняли свои прямые обязанности.

Предусмотрено повышение  зарплат, выполнение коллективных договоров, забота о сфере соцкультбыта — от всего этого с 2008 года руководство металлургических предприятий пытается откреститься, чтобы урезать статьи расходов.

Очевидно, что таким  образом покупается решение проблемы. И даже не деньги — проблема, а меры, регулирование, создание работающих схем — этого никто из украинских чиновников делать не умеет. И не хочет.

      Виктор  МАРЦИНОВСКИЙ, Сергей ЛЯМЕЦ         УКРРУДПРОМ

 

          Украина за 5 мес. незначительно снизила производство стали и проката, сохранила чугуна и нарастила ЖРС

Киев. 4 июня. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Украинские предприятия горно-металлургического  комплекса (ГМК), по предварительным данным, в январе-мае 2013 года сократили производство стали на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года – до 13,815 млн тонн.

Как сообщили агентству “Интерфакс-Украина” в объединении  металлургических предприятий “Металлургпром” (Днепропетровск), выпуск общего проката за пять месяцев снизился на 1% – до 12,313 млн тонн, чугуна сохранился на уровне прошлого года – 12,086 млн тонн.

Выпуск труб упал на 26% – до 714 тыс. тонн, кокса – на 10%, до 7,396 млн тонн, тогда как метизов  возрос на 12% – до 93 тыс. тонн.

Поставки металлолома  на метпредприятия снизились на 12% – до 1,862 млн тонн.

Кроме того, в январе-мае 2013 года горнорудные предприятия  Украины нарастили добычу железной руды на 3% – до 34,596 млн тонн, производство железорудного концентрата – также на 3%, до 28,639 млн тонн. Выпуск подготовленного железорудного сырья возрос на 1% – до 27,790 млн тонн, в том числе выпуск агломерата сохранился на уровне 5 мес. 2012 года – 18,212 млн тонн и возрос окатышей – на 2%, до 9,578 млн тонн.

Украина в мае 2013 года произвела 2,442 млн тонн общего проката (в апреле – 2,501 млн тонн), 2,757 млн  тонн стали (2,749 млн тонн), 2,416 млн  тонне чугуна (2,392 млн тонн), 144,9 тыс. тонн труб (169,9 тыс. тонн), 1,517 млн тонн кокса (1,447 млн тонн), 19,5 тыс. тонн метизов (19 тыс. тонн), поставки металлолома на метпредприятия составили 414 тыс. тонн (442 тыс. тонн).

Горнорудные предприятия  в мае добыли 6,921 млн тонн железной руды (7,010 млн тонн), произвели 5,762 млн  тонн железорудного концентрата (5,760 млн тонн), 5,691 млн тонн агломерата (5,561 млн тонн) и 2,050 млн тонн окатышей (1,942 млн тонн).

По итогам 2012 года Украина  сократила выпуск общего проката  на 9% по сравнению с 2011 годом –  до 28,957 млн тонн, стали – на 7%, до 32,394 млн тонн, чугуна – на 1%, до 28,513 млн тонн. Выпуск труб упал на 9% – до 2,014 млн тонн, метизов – на 19%, до 211 тыс. тонн, кокса – на 3%, до 18,931 млн тонн.

Поставки металлолома  на метпредприятия за прошлый год  снизились на 26% – до 4,983 млн тонн.

Горнорудные предприятия в 2012 году фактически сохранили добычу железной руды на уровне 2011 года – 79,814 млн тонн, но нарастили производство железорудного концентрата – на 1%, до 66,379 млн тонн. Кроме того, возрос выпуск подготовленного железорудного сырья – на 1%, до 64,852 млн тонн, в том числе агломерата – на 1%, до 42,539 млн тонн и сохранился объем выпуска окатышей – 22,313 млн тонн.

По данным “Металлургпрома”, в 2013 году метпредприятия Украины планируют  увеличить производство общего проката  на 6,4% по сравнению с показателями за 2012 год – до 31 млн тонн, стали – на 5,6%, до 34,4 млн тонн, чугуна – на 4,6%, до 29,9 млн тонн.

В свою очередь, эксперты государственного предприятия “Укрпромвнешэкспертиза” полагают, что украинские металлурги в текущем году нарастят выплавку стали на 3% – до 33,7 млн тонн. При этом они прогнозируют, что в лучшем случае на внутреннем рынке металлурги продадут 8,6 млн тонн.

 

      Депутаты проверили работу газоочистки агломашины № 1 “Запорожстали” и надеются на продолжение реконструкции комбината

Киев. 4 июня. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Запорожский металлургический комбинат “Запорожсталь”, входящий в группу “Метинвест”, посетили представители  постоянной комиссии по вопросам экологии и природопользованию Запорожского областного совета и постоянной экологической комиссии городского совета, проверив работу нового газоочистного оборудования модернизированной агломашины № 1.

Как сообщается в пресс-релизе компании, экологическая проверка нового оборудования состоялась во вторник.

При этом напоминается, что  модернизация агломашины №1 с установкой высокотехнологического газоочистного оборудования является одним из основных мероприятий, включенных в “Программу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности Запорожья” и в трехстороннее соглашение между ОАО “Запорожсталь”, Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Запорожским обласоветом.

Инвестиции в модернизацию агломашины № 1 составили порядка 240 млн грн.

В ходе проверки представители экологических комиссий областного и городского уровней подробно ознакомились с работой модернизированной агломашины №1, ее газоочистного оборудования, системой мониторинга и контроля отходящих газов и пыли, системой их улавливания и их соответствия нормативам согласно действующего законодательства.

“В 2009 году было  подписано трехстороннее соглашение, сейчас мы видим первые плоды  выполнения этого соглашения – работу  новой реконструированной агломашины  №1 и как работает газоочистка.  Радуют и дальнейшие планы “Запорожстали” по строительству конверторного цеха взамен мартеновского. Уверен, если такими темпами будет идти реконструкция комбината, жители нашего города будут очень довольны”, – отметил председатель постоянной комиссии по вопросам экологии и природопользованию Запорожского облсовета Олег Сквирский, которого цитирует пресс-служба.

В конце апреля текущего года, после масштабной модернизации, комбинат ввел в строй комплекс оборудования – агломашину №1, высокотехнологическую  газоочистку с двумя мощными  электрофильтрами, эксгаустерное отделение и компрессорную станцию.

“Сегодня представителям  областной и городской экологических  комиссий мы наглядно продемонстрировали  не только новый комплекс в  работе, но и последовательность  наших действий по улучшению  экологической ситуации в Запорожье”,- сказал генеральный директор “Запорожстали” Ростислав Шурма, слова которого приводятся в пресс-релизе.

При этом он подчеркнул, что собственник (крупнейший акционер) комбината “Запорожсталь” Ринат  Ахметов придает мощный импульс развитию и модернизации всех металлургических предприятий группы “Метинвест” с обязательным экологическим акцентом.

В пресс-релизе отмечается, что высокие экологические характеристики нового производственного комплекса  агломашины № 1 гарантированы полной автоматизацией всех процессов и современной системой газоудаления и газоочистки. Система обеспечивает концентрацию пыли на выходе установки не более 50 мг/куб. м, абсорберы способствуют снижению концентрации SО2 (сернистого ангидрида) в отходящих газах до 400 мг /м куб, что соответствует европейским нормам. Экологический эффект на уровне 10%-го снижения выбросов пыли и газа в атмосферу от общего количества выбросов.

Как сообщалось, в июле 2012 года группа “Метинвест”, горно-металлургический холдинг СКМ, реализовала свой опцион на выкуп контрольного пакета акций “Запорожстали”. После смены собственника, в августе 2012 года на комбинате началась активная модернизация производства, предусматривающая комплекс технологических решений по существенному снижению экологической нагрузки, с учетом повышения эффективности предприятия – до уровня мировых производителей стали.

ОАО “Запорожсталь” – одно из наиболее крупных промышленных предприятий Украины, продукция  которого широко известна и пользуется спросом у потребителей на внутреннем рынке и во многих странах мира. Специализация комбината – высококачественный стальной г/к рулон, г/к лист, х/к лист, х/к рулон толщиной 0,5-8,0 мм из углеродистых, низколегированных, легированных и нержавеющих сталей, гнутый профиль, а также стальная лента и жесть. Основными потребителями продукции комбината являются производители сварных труб, предприятия автомобильного, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, вагоностроения, производители изделий бытовой техники.

“Запорожсталь” находится в процессе интеграции в группу “Метинвест”, основными акционерами которой являются ЧАО “Систем Кэпитал Менеджмент” (71,25%) и группа компаний “Смарт-холдинг” (23,75%).

СКМ, крупнейшая холдинговая  компания Украины, владеет и управляет  активами в горно-металлургической, энергетической, телекоммуникационной, банковской, страховой, медийной отраслях, а также в сфере ритейла и недвижимости.

100% акций компании  СКМ принадлежат бизнесмену Ринату  Ахметову.

 

         ММК им.Ильича и “Азовсталь” переходят на перевозки металлопродукции ж/д транспортом вместо авто для сохранности дорог

Киев. 4 июня. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Металлургический комбинат “Азовсталь” и Мариупольский металлургический комбинат (ММК) им. Ильича (оба – Мариуполь  Донецкой обл.), входящие в группу “Метинвест”, с 1 июня текущего года перешли на перевозки металлопродукции железной дорогой  вместо автотранспорта для сохранности автодорог.

Как сообщается в пресс-релизе, группа “Метинвест” достигла соглашения с ГП “Укрзализныця” о том, что  с 1 июня 2013 года обеспечит переход с автомобильного транспорта на железнодорожный при перевозках продукции, произведенной на “Азовстали” и ММК им. Ильича.

При этом поясняется, что  в течение года предприятия группы перевезут в Мариупольский морской  торговый порт 3,2 млн тонн металлопродукции со скидкой в 20% от действующего железнодорожного тарифа. Таким образом, “Метинвест” в значительной степени откажется от автомобильных перевозок в Мариуполе.

Решение осуществлять перевозки  продукции с “Азовстали” и ММК им.Ильича по железной дороге принято группой “Метинвест” для сохранения дорожной инфраструктуры Мариуполя. Перед городом остро стоит проблема качества дорожного покрытия, и “Метинвест”, как социально ответственная компания, существенно сокращает перевозки металлопродукции автотранспортом, констатируется в пресс-релизе.

Кроме того, сообщается, что переход на железнодорожные  перевозки потребует от “Метинвеста” реализации  дополнительных организационных  мероприятий и финансовых затрат, направленных на техническое перевооружение пунктов погрузки.

“Мы пошли навстречу  жителям Мариуполя и решили  существенно сократить автомобильные  перевозки, заменив их железнодорожными. В условиях неопределенности  на внешних рынках и нестабильного  спроса на металлопродукцию мы  обеспечили “Укрзализныце” гарантированное увеличение объема грузоперевозок на ближайший год. В свою очередь, “Укрзализныця” согласилась предоставить “Метинвесту” скидку на железнодорожные перевозки в размере 20%”, – сказал генеральный директор группы “Метинвест” Игорь Сырый, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Как сообщалось, 23 апреля 2013 года состоялась встреча мэра Мариуполя  Юрия Хотлубея с гендиректором “Метинвеста” И.Сырым, руководством ММК им.Ильича и “Азовстали”, на которой обсуждались  вопросы сохранности автомобильных дорог Мариуполя. Комбинаты выразили готовность значительно уменьшить автоперевозки своей продукции и перейти на железнодорожные перевозки в случае, если не пострадают их производственные процессы и удастся изменить тарифную политику ГП “Укрзализныця”.

По данным городских  служб Мариуполя, до настоящего времени  автоперевозки метпредприятий составляли около половины всего объема нагрузки на городские дороги. При этом увеличение грузопотока позволит “Укрзализнице” заработать 40 млн грн, а город, в свою очередь, сэкономит около 10 млн грн на ремонтах, которые пойдут на городские программы.

Ранее “Метинвест” принял решение  о дополнительных мерах для улучшения  экологической ситуации в Мариуполе, где расположены его крупнейшие металлургические комбинаты “Азовсталь” и ММК им. Ильича. В 2012 году из эксплуатации были выведены три коксовые батареи и аглофабрика “Азовстали”, началась активная фаза масштабной реконструкции аглофабрики на ММК им.Ильича.

“Азовсталь” и ММК им. Ильича  входят в группу “Метинвест”, основными акционерами которой являются донецкое ЗАО “Систем Кэпитал Менеджмент” (71,25%) и группа компаний “Смарт-холдинг” (23,75%).

ООО “Метинвест Холдинг” – управляющая  компания группы “Метинвест”.

     

       Повестка  дня ГМК: холодное лето-2013   Андрей Писаревский

4 июня.  Судя по итогам работы  отрасли в мае, топ-менеджеры  украинских меткомпаний уже прикидывают,  какой будет погода на заморских  курортах в период летних отпусков. Бизнес-портал UGMK.INFO, проведя блиц-анализ  ключевых вопросов отечественного ГМК, пришел к выводу – рыночная конъюнктура складывается весьма непростой, и отдых для металлургов может оказаться дольшим, чем им хотелось бы.

С осени прошлого года на мировых  рынках металлопродукции наблюдается  сильная волатильность. В связи с тем, что многие меткомпании отказываются делать даже среднесрочные прогнозы, для собственной оценки ближайших рыночных перспектив мы выделили ряд вопросов, имеющих прямое и немаловажное влияние на работу украинской черной металлургии.

Вопрос №1: во что выльется введение импортных квот на уголь для коксования?

С 1 июня начали действовать квоты  на импорт коксующихся углей в  Украину. Изначально данная инициатива была «воспринята в штыки» меткомбинатом  АМКР (импортировал кокс с родственных  предприятий в Польше) и корпорацией ИСД (завозила угли из России). Последняя даже в суд подала на Кабмин.

Отметим, что в процессе распределения  квот с лихвой были учтены интересы «Метинвеста» и «Донецкстали». При  этом вышеупомянутые производители имеют не только самый высокий уровень самообеспеченности углем, но и могут реализовывать лишний уголь на свободном рынке, в то время как остальные меткомпании имеют основания считать себя обделенными.

Уже в летний период мы можем получить ответ на вопрос, дало ли введение пошлин позитивный эффект для украинского углепрома (сокращение складских запасов). Кроме того, небезынтересно, покажут ли снижение выпуска кокса и углеродистой стали АМКР, предприятия ИСД и «Евраза». Если да, то у чиновников будет шанс исправить ситуацию при распределении квот на конец года.

Вопрос №2: будет ли подписан Меморандум между Кабмином и металлургами?