“ArcelorMittal Кривой Рог” считает, что Офис крупных налогоплательщиков раскрыл конфиденциальные сведения
Киев. 5 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – В Криворожском горно-металлургическом комбинате ПАО “ArcelorMittal Кривой Рог” (АМКР, Днепропетровская обл.) считают, что руководитель Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы Украины Евгений Бамбизов раскрыл конфиденциальные сведения, распространив информацию о доначислении предприятию 9 млрд грн налоговых платежей по результатам проверки.
“Сегодня руководителем Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы Украины были распространены сведения о доначислении нашему предприятию 9 млрд грн налоговых платежей по результатам проверки. Считаем распространение такой информации преждевременным – это является нарушением прав и законных интересов “ArcelorMittal Кривой Рог”, – сообщается в комментарии ПАО “ArcelorMittal Кривой Рог” (АМКР), распространенном в среду.
При этом пресс-служба подтверждает, что Офис крупных налогоплательщиков действительно с 14 мая проводил плановую выездную документальную проверку предприятия, которая завершилась 29 августа. Проверка охватывала период с декабря 2014 года по 31 марта 2019-го.
“На сегодняшний день предприятие не получило ни акта по результатам проведения такой проверки, ни налогового уведомления-решения. Поэтому у предприятия еще не было возможности представить свои возражения и пояснения к акту. Процедура обжалования налогового уведомления-решения также еще не началась. Мы не располагаем какой-либо официальной информацией о сумме возможных доначислений налогов и сборов, а также о штрафных санкциях по итогам проверки”, – констатируется в заявлении АМКР.
В нем также отмечается, что предусмотренная законодательством процедура проведения налоговых проверок и оформления их результатов дает налогоплательщику право предоставления в установленный срок возражений к акту проверки. Только на основании акта проверки и рассмотрения возражений налогоплательщика налоговый орган вправе вынести решение о начислении налоговых обязательств и выставить налоговые уведомления-решения. В этом случае налогоплательщик обязан либо уплатить в бюджет начисленную налоговым органом сумму налога, сбора или штрафа; либо обжаловать это уведомление-решение в административном или судебном порядке. Таковы требования Налогового кодекса Украины.
“В связи с этим мы были крайне удивлены сегодняшними публичными заявлениями руководителя Офиса крупных налогоплательщиков. Мы считаем, что делать публичные заявления до предоставления предприятию акта налоговой проверки, как минимум, преждевременно и некорректно. Мы не можем рассматривать такие заявления иначе как предвзятые и направленные на безосновательную дискредитацию деловой репутации предприятия. Считаем, что практика, когда налогоплательщик узнает о доначислениях налогов и сборов из публичных заявлений руководителя подразделения налоговой службы до появления акта проверки неприемлемой и не способствующей улучшению инвестиционной привлекательности страны”, – подчеркивает в заявлении, и добавляется, что такие действия вызывают у АМКР “обоснованное беспокойство – подобные утверждения ставят под сомнение законность выводов, сделанных ГНС по результатам проведения такой проверки”.
АМКР также прокомментировала утверждение руководителя Офиса крупных налогоплательщиков о том, что налоговая служба якобы активно сотрудничала по вопросу некоторых налоговых доначислений предприятию со Службой безопасности Украины (СБУ), а также о том, что этот правоохранительный орган якобы предоставлял информацию по рентной плате и налогу на землю, а налоговики уже проанализировали ее и вышли на конечный результат.
“Как законопослушный налогоплательщик и хозяйственный субъект предприятие всегда тесно сотрудничает со всеми правоохранительными органами. В частности, предоставляет необходимые документы и информацию в рамках требований законодательства. Служба безопасности Украины не обращалась к нам с запросами в отношении рентной платы и платы за землю, также не проводила на предприятии никаких следственных или оперативных действий, связанных с этими налоговыми платежами. Кроме того, у нас вызывает сомнение, что к полномочиям Службы безопасности Украины относится сбор и предоставление в налоговую службу информации, связанной с уплатой налогов и сборов”, – резюмируется в комментарии.
Пресс-служба напоминает, что 60 млрд грн в общей сложности заплатил АМКР по налоговым платежам и сборам с момента приобретения предприятия компанией ArcelorMittal (за 2006–2018 гг.). Только за 2018 год предприятие уплатило 8,82 млрд грн, а за первое полугодие 2019-го – уже 4,77 млрд грн.
Как сообщалось, Бамбизов в среду сообщил журналистам, что Офис крупных налогоплательщиков завершил начатый 14 мая 2019 года аудит “ArcelorMittal Кривой Рог”, сумма претензий составляет 9 млрд грн.
По его словам, основная сумма связана с уплатой рентной платы за использование недр, занижением арендной платы за землю. Помимо этого, среди претензий Офиса – работа с предприятиями, которые имеют признаки фиктивных.
“Мы готовы передать эти материалы в правоохранительные органы”, – отметил глава Офиса.
“По данному вопросу мы активно сотрудничали со Службой безопасности Украины, они нам предоставляли информацию по рентной плате и налогу на землю, а мы уже анализировали ее и вышли на конечный результат”, – добавил Бамбизов.
“ArcelorMittal Кривой Рог” – крупнейший производитель стального проката в Украине. Специализируется на выпуске длинномерного проката, в частности арматуры и катанки.
ArcelorMittal владеет в Украине крупнейшим горно-металлургическим комбинатом “ArcelorMittal Кривой Рог” и рядом малых компаний, в частности, ПАО “ArcelorMittal Берислав”.
Корпорация Mittal Steel приобрела 93,02% акций ОАО “Криворожсталь” на открытом конкурсе 24 октября 2005 года за 24,2 млрд грн при стартовой цене 10 млрд грн, после чего меткомбинат был переименован в “Mittal Steel Кривой Рог”, позднее – в “ArcelorMittal Кривой Рог”.
Полицейские разоблачили заговор компаний при закупке самосвалов для Вольногорского комбината – МВД
Киев. 5 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Правоохранители разоблачили заговор двух компаний при закупке самосвалов для Вольногорского горно-металлургического комбината (ВГМК, Днепропетровская обл.), сообщила пресс-служба Министерства внутренних дел.
“Национальная полиция Украины разоблачила заговор при закупке самосвалов для Вольногорского комбината”, – говорится в сообщении.
Две компании нарушили закон о защите экономической конкуренции и участвовали в тендерных закупках. За это их оштрафовали на 66,5 млн грн.
Однако в ходе анализа документов полицейские установили ряд связей между двумя компаниями. В частности, постоянные хозяйственные и финансовые отношения, совместные сотрудники, одни и те же лица, уполномоченные представлять обе компании, использование помещений по одному адресу, один почтовый адрес, использование общей IP-адреса, синхронное создание и загрузка электронных файлов для участия в закупках.
Офис крупных налогоплательщиков завершил аудит ArcelorMittal Кривой Рог, сумма претензий 9 млрд грн
Киев. 4 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Офис крупных налогоплательщиков завершил начатый 14 мая 2019 года аудит ArcelorMittal Кривой Рог, сумма претензий составляет 9 млрд грн, сообщил глава Офиса Евгений Бамбизов.
“На сегодня завершен массивный аудит предприятия, мы определяем претензии в 9 млрд грн”, – сказал он на встрече с журналистами в Киеве в среду.
По словам Бамбизова, основная сумма связана с уплатой рентной платы за использование недр, занижением арендной платы за землю. Помимо этого, среди претензий Офиса – работа с предприятиями, которые имеют признаки фиктивных.
“Мы готовы передать эти материалы в правоохранительные органы”, – отметил глава Офиса.
“По данному вопросу мы активно сотрудничали со Службой безопасности Украины, они нам предоставляли информацию по рентной плате и налогу на землю, а мы уже анализировали ее и вышли на конечный результат”, – добавил Бамбизов.
Ferrexpo за 7 мес. поставила на экспорт почти 6 млн тонн окатышей, лидируя в СНГ
Киев. 4 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Британская Ferrexpo plc, контролирующая в Украине, в частности, Полтавский и Еристовский горно-обогатительные комбинаты (ПГОК, ЕГОК), по итогам января-июля 2019 года экспортировала 5 млн 995,6 тыс. тонн окатышей в страны Европы, а также в Японию, Южную Корею, Тайвань, Китай, США и другие страны, сохранив первое место по экспорту этой продукции среди аналогичных компаний стран СНГ.
Как сообщается в пресс-релизе компании в среду, такие данные обнародовало госпредприятие “Укрпромвнешэкспертиза”.
При этом уточняется, что ПГОК отправил на экспорт 5,267 млн тонн железорудных окатышей, Еристовский ГОК – 728,6 тыс. тонн.
Согласно документу, группа “Метинвест” экспортировала 2 млн 952,2 тыс. тонн окатышей (в том числе Центральный ГОК (ЦГОК) – 1 млн 344,5 тыс. тонн, Северный ГОК (СевГОК) – 1 млн 607,7 тыс. тонн).
Группа “Северсталь”, в частности, “Карельский окатыш” (РФ), за указанный период отправила на экспорт 2 млн 72,1 тыс. тонн железорудных окатышей. Группа “Металлоинвест” экспортировала 3 млн 762,5 тыс. тонн окатышей (в том числе Михайловский ГОК – 3,144 млн тонн, Лебединский ГОК – 618,5 тыс. тонн, все – РФ). Группа “Евраз”, в частности Качканарский ГОК, экспортировала 320,4 тыс. тонн окатышей.
В январе-июле 2019 года, в частности, ПГОК произвел 6 млн 164,3 тыс. тонн железорудных окатышей, Михайловский ГОК (РФ) – 8 млн 831,4 тыс. тонн, Карельский окатыш (РФ) – 6 млн 306,1 тыс. тонн, Северный ГОК (Украина) – 5,251 млн тонн, Стойленский ГОК (РФ) – 4 млн 77,4 тыс. тонн.
Ferrexpo – швейцарская железорудная компания с активами в Украине. Основной деятельностью компании является производство и экспорт высококачественных железорудных окатышей, используемых в производстве стали. Группа Ferrexpo является крупнейшим производителем и экспортером окатышей среди стран бывшего СССР. Текущие производственные активы – Полтавский и Еристовский ГОКи.
Ferrеxpo plc владеет 100% акций Ferrexpo AG, которой, в свою очередь, принадлежит 100% акций Полтавского ГОКа, 100% акций Еристовского ГОКа и 99,9% Белановского ГОКа.
В 2018 году компания произвела 10,6 млн тонн железорудных окатышей. Основными потребителями продукции являются сталелитейные предприятия из Австрии, Германии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая, Словакии, Чехии, Турции, Вьетнама, а также США.
Акции Ferrexpo котируются на основной площадке Лондонской фондовой биржи под тиккером FXPO.
“Азовсталь” в августе возглавила список крупнейших получателей возмещения НДС – ГКСУ
Киев. 4 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Металлургический комбинат “Азовсталь”, входящий в группу “Метинвест”, в августе 2019 года возглавил список крупнейших получателей возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) с показателем 1,046 млрд грн, тогда как по итогам июля его возмещение составило 4,37 млн грн, свидетельствуют данные на сайте Государственной казначейской службы (ГКС).
По данным ведомства, в тройку крупнейших получателей бюджетного возмещения указанного налога также вошли Днепровский меткомбинат – 766,42 млн грн (данные о возмещении в июле отсутствовали) и аффилированный с “Метинвестом” Мариупольский металлургический комбинат (ММК) им.Ильича – 678,07 млн грн против 725,87 млн грн в июле.
Топ-5 крупнейших получателей также составили горно-металлургический комбинат “ArcelorMittal Кривой Рог”, который в июле возглавлял список с показателем 1,05 млрд грн, – 633,73 млн грн в августе, а также “Запорожсталь” из группы “Метинвест” – 467,64 млн грн против 544,05 млн грн в прошлом месяце.
За ними в списке расположились “Заопорижкокс” – 400 млн грн, “Сантрейд” – 298,13 млн грн, “Зерно-агротрейд” – 230,66 млн грн, “Солар Фарм – 3” – 219,76 млн грн (данные о возмещении в июле у этих компаний отсутствовали).
Замыкает десятку крупнейших получателей агроэкспортер “Кернел-Трейд” – 215,55 млн грн (217,46 млн грн).
Вторую десятку открывает Мироновский хлебопродукт (МХП) – 200 млн грн (данные в июле отсутствовали) и Никопольский хлебопродукт (НЗФ) – 197,99 млн грн (223,87 млн грн).
Приморская ветроэлектростанция (ВЭС) получила в августе 157,85 млн грн возмещения НДС (данные в июле отсутствовали), ГПЗКУ увеличила показатель более чем в полтора раза – 142,08 млн грн (83,88 млн грн). В то же время Серверный горно-обогатительный комбинат (СевГОК) за месяц ухудшил свой результат – 114,96 млн грн (173,21 млн грн), свидетельствуют данные Госказначейства.
В первую двадцатку также вошли “Рошен” – 100 млн грн и “Цукорагропром” – 99,72 млн грн (данные у обеих компаний в июле отсутствовали), “Оптимусагро Трейд” – 99,48 млн грн (99,65 млн грн), Днепровский металлургический завод (ДМЗ) – 97,6 млн грн (128,12 млн грн), Полюс Трейдинг – 90,31 млн грн (данные в июле отсутствовали).
Как сообщалось, бюджетное возмещение НДС выросло с июльских 10,4 млрд грн до 11,35 млрд грн в августе этого года.
СБУ вновь побывала на “ArcelorMittal Кривой Рог”, осматривала объекты коксохимического производства
Киев. 4 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) во вторник вновь побывали на ПАО “ArcelorMittal Кривой Рог” (АМКР) (Днепропетровская обл.), осматривали объекты коксохимического производства, сообщается в пресс-релизе комбината.
“Сегодня СБУ снова пришла на наше предприятие. На этот раз для осмотра объектов коксохимического производства. На предприятие допущены 11 представителей СБУ в сопровождении специалистов главного управления экологической инспекции и Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области и Днепропетровского областного лабораторного центра Министерства здравоохранения Украины”, – сообщается в пресс-релизе ПАО.
При этом отмечается, что в настоящее время представители СБУ совместно с экологами проводят осмотр углеподготовительного, коксового цехов, а также цехов улавливания и сероочистки коксохимического производства. Осмотр проводится на основании постановления Бабушкинского районного суда Днепра от 13 августа 2019 года в рамках расследования уголовного дела по статье 441 УК Украины (“Экоцид”).
В компании также подчеркнули, что сотрудники СБУ отказались допускать специалистов предприятия к участию в осмотре, тем самым лишив их возможности надлежащим образом оценить проводимые замеры и действия.
Пресс-служба напоминает, что ранее, 20 июля, сотрудники СБУ приходили с обыском на предприятие для проверки радиационного фона на новой машине непрерывного литья заготовок № 3 (МНЛЗ-3), пусконаладка которой после этого была приостановлена, а имущество изъято. Разблокировать инвестпроект и пусконаладочные работы на МНЛЗ-3 удалось только в начале августа. Здоровью работников ничего не угрожало, а правота предприятия с неоднократными замерами радиационного фона была подтверждена, подчеркивают на предприятии.
В то же время во вторник предприятие получило уведомление Государственной инспекции ядерного регулирования Украины о проведении внеплановой инспекционной проверки на основании письма Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ от 21 августа 2019 г. № 8/2/2-6817.
В АМКР также отмечают, что статья 441 Уголовного кодекса Украины (“Экоцид”) входит в раздел Уголовного кодекса “Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка”. Вопрос, насколько деятельность “ArcelorMittal Кривой Рог” соизмерима с такими формулировками УК Украины, остается открытым, полагают в компании.
“Признак экоцида – это угроза экологической катастрофы. Это означает потерю, истощение или уничтожение отдельных природных комплексов и ресурсов из-за чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы и других факторов, ограничивающих или исключающих возможность жизнедеятельности человека и осуществления хозяйственной деятельности в этих условиях. Во всяком случае, так об этом сказано в законе “О зоне чрезвычайной экологической ситуации”, – уточняется в пресс-релизе.
Вместе с тем, несмотря на неудовлетворительную ситуацию с экологией в Кривом Роге, совершенно очевидно, что деятельность одного предприятия в одном городе явно не отвечает тем определениям, которые есть в украинском законодательстве, считают на меткомбинате. К тому же, если говорить о вреде экологии и выбросах в атмосферу со стороны предприятия, то для этого в Уголовном кодексе есть специальные составы преступлений, предусмотренные ст.236 (“Нарушение правил экологической безопасности”), ст.237 (“Непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения”), ст.241 (“Загрязнение атмосферного воздуха”). Но расследованием этих преступлений занимается Национальная полиция, а не СБУ, констатируют в АМКР.
Кроме того, указывается на тот факт, что за всю историю независимой Украины такое уголовное производство (“Экоцид”) никогда не открывалось в отношении других горно-металлургических предприятий в Днепре, Каменском, Мариуполе, Запорожье, Авдеевке и других городах. При этом деятельность АМКР и его технологии производства аналогичны тем, которые используют другие предприятия отрасли. Они, как и криворожское, руководствуются теми же законодательными нормами, которые установлены для промышленных выбросов в ГМК. Однако никаких уголовных дел в рамках “Экоцида” по ним возбуждено не было, указывается в пресс-релизе.
“Несмотря на несогласие с такой трактовкой законодательства, очевидные признаки избирательности в отношении нашего предприятия и давление на его бизнес, АМКР создал все условия, чтобы представители СБУ и экологи смогли осуществить осмотр производственной территории и получить пробы со стационарных источников выбросов вышеприведенных цехов коксохимического производства”, – подчеркнули на предприятии.
Проверке подлежат 42 источника выбросов. На 18:30 вторника, 3 августа, была завершена проверка только одного из них (началась примерно в 15:30).
“ArcelorMittal Кривой Рог” следит за развитием событий и дополнительно проинформирует о результатах осмотра СБУ”, – сообщила пресс-служба.
Как сообщалось, СБУ 20 июля провела обыски в “ArcelorMittal Кривой Рог”. Был также заблокирован проект ввода в действие машины непрерывного литья заготовок №3, стоимость которого вместе с уже проходящей горячие испытания МНЛЗ №2 составляет $140-150 млн.
Непосредственно перед этим президент Украины Владимир Зеленский, уроженец Кривого Рога, раскритиковал предприятие за невыполнение в сроки обязательств по улучшению экологической ситуации в регионе и призвал оказать адресную финансовую поддержку лицам, пострадавшим из-за вредных выбросов в атмосферу. Через несколько дней, 17 июля, стало известно, что СБУ возбудила уголовное дело в отношении АМКР по ст.441 УК Украины – “экоцид”, предполагающей лишение свободы на срок от восьми до 15 лет.
И.о. главы СБУ Иван Баканов 22 июля обвинил менеджмент АМКР в халатном использовании инвестиций Лакшми Миттала. “Уверен, что Лакшми Миттал, который является мощным международным инвестором, пытаясь осуществить эту инвестицию… не планировал сделать ничего плохого. Но тот менеджмент, который работает на предприятии, небрежно относился к своим обязанностям. Поэтому должен быть соответствующим образом как минимум дисциплинарно наказан”, – сказал он.
АМКР отрицал обвинения в свой адрес со стороны СБУ и заявил об убытках в $1 млн по итогам этого месяца из-за вынужденной остановки пуско-наладочных работ на машине непрерывного литья заготовок №3 после обыска СБУ 20 июля. После этого топ-менеджеры предприятия в конце июля встретились с главой государства, а также провели переговоры с представителями его Офиса. Стороны обсудили возможности улучшения экологической ситуации и внедрения социальных проектов в Кривом Роге. В результате достигли договоренности о реализации пяти шагов в продолжении модернизации предприятия и снижении влияния на окружающую природную среду, а также по реализации социальных проектов.
“ArcelorMittal Кривой Рог” – крупнейший производитель стального проката в Украине. Специализируется на выпуске длинномерного проката, в частности арматуры и катанки.
ArcelorMittal владеет в Украине крупнейшим горно-металлургическим комбинатом “ArcelorMittal Кривой Рог” и рядом малых компаний, в частности, ПАО “ArcelorMittal Берислав”.
Корпорация Mittal Steel приобрела 93,02% акций ОАО “Криворожсталь” на открытом конкурсе 24 октября 2005 года за 24,2 млрд грн при стартовой цене 10 млрд грн, после чего меткомбинат был переименован в “Mittal Steel Кривой Рог”, позднее – в “ArcelorMittal Кривой Рог”.
Что сдерживает рост строительства в Украине
4 сентября, ГМК-Центр, Мнения, Вячеслав Колесник, исполнительный директор УЦСС.
Высокая доля строительства в ВВП является индикатором здоровья экономики
Строительная отрасль является крупнейшим потребителем металлургической продукции в мире, и Украина в этом плане не исключение – более 50% потребления стали в нашей стране приходится на строительную отрасль.
По оценкам УЦСС, потребление оцинкованного рулонного проката в Украине в 2018 году составило 312 тыс. т, проката с полимерным покрытием – 320 тыс. т, видимое производство металлоконструкций – около 160 тыс. т. Можно рассчитывать, что при восстановлении доли строительства в ВВП Украины до 5% мы сможем увеличить потребление металла в 2-2,5 раза.
Высокая доля строительства в ВВП является индикатором здоровья экономики. Низкая его доля – менее 5% ВВП – сигнализирует о наличии системных структурных перекосов в экономике.
Состояние дел
Доля строительства в ВВП Украины сокращается еще со времен мирового финансового кризиса 2008 года. К 2014 году этот показатель упал фактически до 2%. Для сравнения, в Турции доля строительства составляет около 10% ВВП, а в среднем по Европе – около 6%.
Развитие строительной отрасли является драйвером роста для десятков смежных отраслей. По данным BRDO, мультипликативный эффект проявляется в том, что каждая гривна, инвестированная в строительство, приносит дополнительные 6 гривен в смежные отрасли, создавая тем самым синергетический эффект.
Причины отставания
Одна из основных причин низкого вклада строительства в ВВП Украины – высокая стоимость разрешительных процедур на строительство, что длительное время препятствовало развитию отрасли. По данным рейтинга Doing Business, в 2018 году стоимость разрешительных процедур в Украине составляла 6,3% от общей стоимости строительства. Это существенное снижение – более чем в 2 раза – по сравнению с предыдущими годами, что является позитивным фактором для развития отрасли. В результате Украина поднялась на 30-ю ступеньку (в 2017-м – 35-я) в рейтинге Doing Business среди 190 стран по критерию «Получение разрешений на строительство».
Тем не менее есть куда двигаться дальше. В Польше, для сравнения, стоимость разрешительных процедур на строительство составляет лишь 0,3% от стоимости строительства, в Германии – 1,2%, в Великобритании – 1%.
Мы ожидаем, что упрощение процедур ведения бизнеса и пересмотр строительных норм будут сопутствовать развитию строительной отрасли, что позитивно отразится на динамике экономики Украины в целом.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие строительной отрасли, является высокая кредитная ставка. За период 2018-го – 1 кв. 2019 года ставка по кредитам для ВЭД «Строительство» в среднем составляла 20%, что на фоне отсутствия эффективных ипотечных программ для населения сдвигает акцент осуществления инвестиционного процесса в сторону собственных средств участников рынка – сейчас 74% капитальных инвестиций в экономике Украины осуществляется за счет располагаемого дохода компаний.
С другой стороны, низкая доля строительства в структуре ВВП и низкий уровень потребления стали на душу населения в Украине свидетельствует о потенциале роста экономики. Сейчас мы видим возобновление тенденции увеличения объема выполненных строительных работ и, соответственно, доли строительства в ВВП.
Наши расчеты показывают, что при росте ВВП в 5% строительный сегмент вырастет на 15% – даже при сохранении нынешнего соотношения ВВП к строительному сектору. При этом доля строительства в структуре ВВП увеличится до 3% (общий прирост – около 10%).
Рост украинской экономики: Факторы влияния и прогноз на перспективу
4 сентября, 112.ua, Алексей Кущ, экономист.
Новоназначенный премьер-министр Алексей Гончарук оказался настоящим гуру отечественной экономической мысли.
Кто забыл, президент Зеленский в августе месяце, накануне первого заседания парламента, на вопрос о кандидате на должность премьера, заявил, что ведет переговоры именно с гуру, но пока не может назвать его имя по той причине, что гуру думает.
Гуру подумал и согласился. Скорее всего, мысленный процесс проходил в состоянии транса, наподобие погружения в глубокий сон многорукого Шивы. Сон был вероятно нарушен словами гаранта: “харе спать, пошли работать”, после чего началось эпическое ускорение и прыжок в гиперпространство на самокате.
В результате родилась концепция “скипидарной экономики”. Это когда все чиновники в поисках ускоренного экономического роста, носятся по Кабмину, как куры с отрубленными головами. Скипидар теперь зальют всем: бизнесу, населению, инвесторам.
Согласно сентябрьским тезисам новой партии, ВВП Украины вырастет в ближайшие пять лет на 40%, то есть ежегодные темпы роста составят примерно 7% и выше. А это уже не “мелочь по карманам тырить”. Прозвучало сие обещание в отношении родной экономики примерно так же, как и знаменитая фраза актера Джека Николсона в культовом хорроре “Сияние”: “Венди, дорогая, свет моей жизни!
Я не хочу делать тебе больно. Я просто хочу вышибить тебе мозги. Я хочу выбить их прямиком к чертовой матери”. Ведь украинский ВВП – это не бамбук, а в лучшем случае дуб. И заставить его быстро расти с помощью плановых “KPI успеха” можно лишь путем вытягивания вверх зеленого неокрепшего ростка.
У каждой экономики есть своя этиология как роста, так и падения и попытка придать более динамичное ускорение с помощью нескольких “лишних фунтов веса, вложенных в силу пинка…в секунду, в секунду!” всегда заканчивались плачевно. Хотя слово “плачевно” больше подходит для других стран. В Украине такие планы заканчивались ничем.
Нынешнее правительство начинает управление страной на микрогорке экономического роста (2016-2018 годы), обусловленного сочетанием краткосрочных (сырьевых и товарных) циклов Китчена и среднесрочных инвестиционных циклов Жюгляра, которые характеризуют динамику мировых цен на сырье и вектор движения глобальных инвестиций.
Накануне неминуемого спада мировой деловой конъюнктуры, всегда возникает относительная активизация ценовых параметров глобальных рынков, как у лампочки, которая перед тем как погаснуть, вдруг начинает ярче светить.
Правительство Гройсмана начало свою каденцию в период роста мировых сырьевых рынков после охлаждения в 2014-2015 годах: ВВП в четвертом квартале 2016 года вырос на 4,6%. Правда уже в первом квартале 2017-го его динамика упала до 2,8%.
В 2019-м, этот цикл роста описал примерно ту же выгнутую ветвями вниз параболу, когда в первом квартале рост ВВП составил 2,5%, а во втором – 4,8%, что тут же было объявлено уходящим премьером как лавровый венец его реформ.
Теперь ожидаемое снижение показателя ВВП в третьем квартале до уровня 2,5-3% будет тут же списано на гиперактивность “новых лиц”. Правда заключается в том, что ни к росту во втором квартале этого года, ни к возможному замедлению оного в третьем, ни прошлое правительство, ни нынешнее, не имеет ни малейшего отношения.
Малая, сырьевая и открытая украинская экономика уже давно привыкла “расти” вместе с мировыми рынками сырья и роль Кабмина в этом процессе как у старого развратника, разглядывающего фривольные журналы.
Основным драйвером роста у нас выступили благоприятные цены на сырье, хороший урожай и динамика внутреннего спроса, подогреваемого увеличением доходов населения: розничная торговля выросла во втором квартале текущего года на 10,1%, индекс сельскохозяйственной продукции – на 12%.
За счет инфраструктурных инвестиций, в частности в дорожное строительство, строительный сектор показал рост на 21,8%, хотя его удельный вес в структуре ВВП (2-3%) не дает ему стать полноценным драйвером национальной экономики.
Большая часть предпосылок роста сконцентрирована в сфере непродуктивных факторов: индустриальное сердце страны барахлит и украинцы “подогревают” внутренний спрос за счет денег, заработанных либо в теневом секторе, либо в зарубежных экономиках.
Здесь все логично: покуда наши политические элиты зарабатывают здесь и тратят за границей, простые украинцы обречены зарабатывать “там” и тратить здесь.
На фоне динамичного роста второго квартала, очень непопулярно вспоминать, что индекс промышленного производства по итогам шести месяцев 2019 вырос всего на 0,5% и на протяжении нескольких периодов было даже зафиксировано его падение.
Динамика экспорта в январе-июле замедлилась с 10-23% в прошлом году до 5-7% в нынешнем, в то время как импорт вырос на 8,5-8,7%.
Сказывается замедление темпов экономического развития еврозоны практически до минимальных отметок, в частности в Германии, а ведь в ЕС идет более 40% нашего экспорта и если европейская экономика войдет в состояние “вечной стагнации” (нулевой рост), спрос на украинские товары там заметно сократится.
Примечательно, что обещания расти на 7% в год отнюдь не новы. На заседании Совета регионального развития в Киеве, 24 октября 2017 года, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил о новой планке экономического роста на ближайшие годы: “Я уверен, что этот показатель можно увеличить до 5-7% с 2019 года”.
Кстати, любой экономический рост в 2019 году необходимо соизмерять с параметрами знаменитой реструктуризации “имени Яресько”, которая была проведена прошлым правительством. Как известно, из условий реструктуризации внешнего государственного долга Украины, наша страна обязана выплачивать внешним кредиторам дополнительный бонус “за рост”, который рассчитывается по специальной формуле.
В общих словах, если темпы экономического роста составят 3-4%, то Украине придется заплатить внешним кредиторам 15% от прироста, а в случае ускорения свыше 4% – то все 40% от того, что “отрастет”.
Простой расчет показывает, что в случае роста экономики на 40% в ближайшие пять лет, нам придется заплатить кредиторам по VRI до 2 млрд долларов за рост в интервале от 3% до 4% и более 10 млрд долларов за развитие в интервале 4%+.
Суммарно почти 12 млрд долларов. И эта сумма должна будет выплачена Украиной внешним кредиторам за списание в процессе реструктуризации долгов на 3,2 млрд долларов. Кстати, обещание роста на 40% – это изумительная по своей казуистике “отмазка” перед обществом за обоснование выкупа у кредиторов этих самых VRI.
Сразу после того, как некоторые представители Зеленского заговорили о выкупе, котировки VRI подскочили с 65% до 80% и выше.
В случае, если обещания “расти” будут заложены в трехлетние прогнозные бюджетные декларации Минфина, котировки VRI перевалят за номинал и для их выкупа понадобится уже 3,5-4 млрд долларов, то есть на 1,5-2 млрд долларов больше, чем еще полгода назад. Неплохой заработок для группы инвестиционных банкиров.
Кстати, а может ли украинская экономика динамично расти?
Расти меньшими темпами, чем на 7% в год, нам бессмысленно. Только в этом случае, можно в пределах 10 лет выйти на показатели 2013 года (более 180 млрд долларов или 4,5-5 тысяч долларов на душу населения в год).
Если же мы будем расти в пределах анемичных 2-3%, то уже через пять лет, с учетом девальвации национальной валюты, рискуем свалиться за точку невозврата, когда реального ВВП не будет хватать даже на простое воспроизводство изношенных основных фондов и базовой инфраструктуры (не говоря уже о развитии).
Способствовать нашему динамичному росту могут как эндогенные (внутренние) так и экзогенные (внешние) факторы. Последние пока превалируют, в связи с чем наша экономика растет синхронно с мировыми сырьевыми циклами (когда увеличивается цена на нефть и прочее сырье) и вместе с ними стремительно падает.
С 2001 по 2008 год, реальный ВВП Украины увеличился суммарно на 56,5%, или в среднем на 7% в год. Максимальный рост экономики был зафиксирован в промежутке 2003 и 2004 годов: 9,5% и 11,8% соответственно. Посмотрим на динамику нефти в этот период: сразу после терактов 11 сентября 2001 года, котировки выросли до 29 долларов за баррель.
Затем последовала череда ценовых коррекций, после которой началась эра нефтяного ренессанса, продлившаяся до 11 июля 2008 года, когда была установлена рекордная цена нефти WTI в размере 147 долларов за баррель. Мировой финансовый кризис привел к рекордному падению котировок, когда цена нефти как камень в колодец упала до 33,73 доллара (26 декабря 2008-го).
Как видим, “золотой век Кучмы” обязан своему процветанию не экономическому гению второго президента и не управленческому таланту премьера Януковича, а галопирующему росту цен на нефть, который превратил базовые сырьевые рынки в один большой надутый пузырь.
Таким образом, пятикратный рост цен на нефть дал нам прирост половины ВВП, но аналогичное пятикратное падение привело к потере “всего” 15% валового продукта: здесь сказался эффект просачивания богатства, когда доходы экспортеров привели к началу медленных структурных трансформаций в экономике (существенно вырос банковский сектор, строительство, торговля, телекоммуникации, сфера услуг).
В 2009 году начался процесс медленного восстановления сырьевых рынков (цена на нефть с 2010 по 2013 год увеличилась до 100-110 долларов за баррель, то есть в три раза), который привел к столь же медленным процессам оживления экономической активности в Украине: за период с 2010 по 2013 год реальный ВВП увеличился всего на 9,8%, или в среднем на 2,5% в год.
И это с учетом инфраструктурных инвестиций под евро-2012. Как видим, “регионалы” на самом деле не умели быстро расти. В 2013-м году рост цен на нефть приостановился, а затем началось падение, которое остановилось лишь на отметке 50 долларов за баррель (+-5%). Это привело к снижению нашего ВВП в 2014-2015 годах на 16,4%, что практически совпадает с глубиной падения 2008-го года.
Почему наша экономика так чутко коррелирует с мировыми ценами на нефть, ведь мы не добываем углеводороды в больших объемах? Дело в том, что высокий уровень нефтедоходов ключевых стран-экспортеров приводит к адекватному росту инвестиционных расходов по всему миру.
Что естественно приводит к увеличению спроса на металл. А рост инвестиционных вложений стимулирует наращивание потребительских расходов в странах, которые являются реципиентами инвестиций: египтяне больше покупают зерна, индусы – подсолнечного масла и так далее.
А это все товары нашего традиционного экспорта. Кроме того, полноводная река нефтедолларов в РФ усиливала спрос россиян на нашу промышленную продукцию.
Чтобы экзогенный фактор в виде высоких мировых цен на сырье привел к ежегодному росту ВВП Украины на 7%, необходимо, чтобы нефтяные котировки выросли, как минимум до 120-140 долларов за баррель и продержались на данном уровне не менее пяти лет.
Кроме того, среди факторов нашего роста немаловажную роль играет потребительская инфляция. Если посмотреть на соотношение роста реального ВВП и потребительских цен, то можно увидеть, что наибольший рост в 2003 и 2004 года сопровождался умеренной инфляцией.
Вообще, за период с 2001 по 2008 год, инфляция составила 88% (в среднем 11% за год). Затухание инфляционного импульса в 2012-2013 годах до дефляции в -0,2% и минимальной инфляции в 0,5% сопровождалось примерно таким же вялым экономическим ростом: 0,2% в 2012 году и замерзанием на точке ноль в 2013-м.
Таким образом, украинская экономика до завершения структурной перестройки и полной адаптации к рынку ЕС, не сможет быстро расти без адекватного инфляционного импульса, наиболее оптимальное значение которого составляет примерно 10% в год (потребительская инфляция).
Как известно Минфин совместно с НБУ прогнозируют замедление инфляции до 5%. Как при этом расти на 7%, не совсем понятно. Да, есть пример Китая, ВВП которого увеличивается на 6-7%, а индекс потребительских цен (CPI) находится в диапазоне 2-3%.
Но для подобного соотношения необходимо быть нетто-экспортером на триллионы долларов и иметь достаточные валютные резервы для поддержания стабильности национальной валюты в рамках “мягкой девальвации”. Плюс эффективное государственное регулирование внутренних цен и тарифов.
В условиях Украины, когда импорт превышает экспорт, валютных резервов недостаточно, а внутреннее регулирование цен практически не работает, возможностей наращивать реальный ВВП более высокими темпами, чем индекс потребительской инфляции, к сожалению, не будет.
Что касается эндогенных факторов, ответ на этот вопрос лежит в структуре украинской экономики. Проанализируем ее с точки зрения трехсекторной модели экономики (модель Кларка – Фишера). Согласно данной модели, любая экономика делится на первичный, вторичный и третичный сектора.
Первичный – сформирован в доиндустриальный период и представляет собой сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых. Вторичный – это промышленность и строительство (соответствует индустриальному циклу развития). Третичный – сфера услуг, образование, медицина, информационные технологии (постиндустриальная эра).
Колин Кларк в своих работах убедительно доказал, что по мере роста дохода на душу населения спрос на продукцию сельского хозяйства (в общей структуре доходов) постепенно снижается, на промышленную продукцию – растет до определенной точки, а затем, по мере насыщения, также сокращается, зато спрос на услуги растет постоянно.
В этой простой парадигме заложен экономический успех западного мира, медленный рост благосостояния населения Азии (Индия, Китай) и “вечная отсталость” стран третьего мира. Применительно к ВВП, базовое правило тут звучит примерно так: стимулировать экономику необходимо через точки роста, которые определяются по удельному весу в структуре валового продукта. Здесь важно избежать стереотипов и штампов.
Например, летом этого года было сообщено об увеличении объемов строительства на 20%. Многие тут же нарекли этот сектор новым драйвером экономического роста. Кроме того, очень часто можно услышать, что с помощью строительства дорог мы вытащим экономику из болота, как когда-то Мюнгхаузен вытянул за косичку себя и свою лошадь.
Но удельный вес строительства в структуре ВВП не превышает 2,5%! Через такую точку роста можно стимулировать что угодно, но только не ВВП.
112.ua
Как показывает срез ВВП Украины, третичный сектор оставляет примерно 57%, в то время как первичный и вторичный: 13% и 30% соответственно.
Таким образом, можно создавать преференции для аграрных производителей, стимулировать льготными тарифами металлургов, существенно увеличить выкачку нефти, газа и добычу угля, но применительно к нашей структуре ВВП это даст краткосрочное увеличение валового продукта в пределах 3-5%, но затем последует неминуемый обвал вслед за новым мировым экономическим циклом.
Избежать грядущего обвала и наращивать ВВП в пределах 7-10% можно лишь в результате структурной перестройки экономики, то есть путем развития малого и среднего бизнеса и сектора услуг.
А здесь на первое место выходят не протекционистские методы регулирования, а либерализация налогового законодательства, защита прав инвесторов, эффективные судебные процедуры, защита титулов собственности, дерегуляция, снижение уровня коррупции, простота в подключении к инфраструктурным сетям.
Для роста сектора услуг необходим запуск кредитных стимулов, в том числе и в виде компенсации со стороны государства части процентной ставки по кредитам, выданным МСБ. Эффект мультипликации здесь может достичь 1:20.
То есть при компенсации процентов по кредитам на один миллиард гривен, рост объемов кредитования может составить до 20 млрд гривен. Что касается промышленности, то увеличение объема товарного выпуска необходимо достигать не за счет наращивания количественных показателей, а с помощью увеличения уровня добавочной стоимости произведенных товаров.
Да и сам показатель ВВП в Украине излишне политизирован. По паритету покупательной способности наши характеристики выглядят более привлекательно.
Как показало исследование, опубликованное в журнале Nature (Энрико Джованнини, Роберт Костанца и Ида Кубижевски), классический показатель ВВП в полной мере уже не отражает существующие реалии. Например, человек, который ездит на работу на машине, по такому методу вносит больший вклад в экономику, чем тот, кто ходит пешком…
Показатель ВВП – это абсолютизированная, возведенная в фетиш валовая выручка. Кстати, в корпоративном бизнесе никто не оценивает успешность предприятия по данным валового дохода, применяется либо показатель прибыли (в частности EBITDA), либо капитализация (рыночная стоимость).
Кстати, существующий ныне показатель ВВП был обоснован нобелевским лауреатом, экономистом из США Саймоном Кузнецом (житель Киева, Ровно, студент Харькова между прочим). Но, как сказал в свое время сенатор Роберт Кеннеди: ВВП “подсчитывает все, за исключением вещей, которые делают жизнь достойной того, чтобы ее прожить”.
По мнению Джозефа Стиглица, ВВП не показывает главного – уровня социального расслоения (неравенства в обществе). Поэтому данный показатель выгоден лишь крупным корпорациям, так как отвечает целям абсолютизации уровня стоимости массы товаров и услуг, производимой в той или иной стране.